Меню
16+

Газета «Рассвет» Палласовского муниципального района Волгоградской области

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Уборочная-2022. Мобилизовались «на раз», и пошла пшеничка…

Автор: Александр Павленко, опубликовано в печатном издании газете "Рассвет", № 59 от 26.07.2022г.
Фото автора

слаженная работа единого уборочного комплекса обеспечивает и развивает успех, от поля к полю…

Когда мы приехали в СПК-племзавод «Ромашковский», на полях хозяйства только четвёртый день шла уборка. Убирали, естественно, озимую пшеницу, посевы которой составляют здесь ныне более 7700 га, и виды на которую были, прямо скажем, весьма обнадёживающими (по привычным для нас урожаям и довольно скромным «заволжским» меркам, конечно). Вообще же, «массовый забег» уборочной кампании в районе стартовал в начале прошлой недели. И, знаете, выскажу мнение от впечатлений по уборочной загодя: если бы существовало такое понятие, либо некий «идеал уборочной», то, как мне кажется, у нас в числе максимально приближенных к нему хозяйств непременно оказался бы «Ромашковский»…

«Опять «Ромашковский»…», — скажет наблюдательный читатель «Рассвета» и будет прав. Не опять, а снова — прямо-таки «не вылезает» оттуда редакция. Ну, кто ж виноват, когда в разного рода сельхозкампаниях, либо по их итогам это хозяйство, так или иначе, оказывается, зачастую, «впереди планеты всей»? Вот и приходится успевать «в погоне за лидером»…

Уже заранее, «навскидку» мы знали, что урожай у «ромашковцев» есть, и довольно-таки многообещающий (недавно там собирались аграрии из разных районов на практический семинар по кормопроизводству: увидев в ходе него и созревающую «озимку», кое-кто, в порыве восторга, прочил ей… аж до 40 ц/га). Поэтому, изнывая в нетерпении по «конкретике», поинтересовался, конечно, прежде всего, об урожайности и, соответственно, темпах уборки непосредственно «от первого лица» ещё по дороге на поля, когда ехали туда вместе с главой района В.В. Толмачёвым и начальником отдела по сельскому хозяйству и продовольствию районной администрации И.Г. Овчинниковым.

«Ну, насчёт сорока центнеров, наверное, всё-же «погорячились», но в пределах 30 ц/га есть, — «докладывает» уборочную обстановку В.Н. Аноприенко. — За вчерашний день убрали 420 гектаров, а всего за эти первые дни уборки — около 1000 га. Получается порядка 313 га в день. Считаю, это очень хороший результат для старта. Темп уборки, так сказать, «заложен». И, в первую очередь, хочу заслуженно похвалить своих специалистов. За чёткую организацию процесса: все комбайны на старт уборочной вышли разом, как по отмашке — в течение… двух часов! Ну а скорость и темпы уборки, конечно, зависят от уборочной массы и засорённости полей, что вкупе влияет на выработку. Повышенная засорённость способствует её снижению; производительность комбайнов ниже, сорняк их в буквальном смысле «тормозит», им приходится буквально «ползать» по полю… Но, в целом, процесс по ходу стабилизировался; уборочная идёт довольно ровно, как и должно быть; стабильно и без сбоев; погода в этом плане пока нам тоже благоволит. Урожайность тоже довольно стабильная, по крайней мере, по этим вот полям; плюс-минус 28 ц/га; сохранится ли она таковой и далее — посмотрим. Трудно пока здесь что-то определённое сказать, когда убрано лишь процентов 15 «озимки» из 7711 га её площади к уборке. Поэтому не могу сказать, когда «озимку» «одолеем» — «не имею права» (тут Владимир Николаевич остаётся верен себе: в сельхозпроизводстве никогда и ни в чём не загадывать наперёд, «выдавать» только «по факту», особенно, что касаемо цифр и сроков. — Прим. корр.).

Кроме того, практически без паузы в уборочной нам следом предстоит убрать 2700 га яровой пшеницы, 1,5 тысячи га ячменя плюс 800 га сорго. А ведь бывали и такие годы, когда вынуждены были приостанавливать уборку озимых «в угоду» яровым, потому что они уже тоже дозрели; а у перестоявших озимых потери значительно меньше, чем у того же ячменя; поэтому срочно «перекидывались» на него во избежание значительных потерь… А ну, как снова придётся? Не исключено. Повторюсь лишь, что специалисты наши — большие молодцы: они и в плане подготовки к жатве отработали «от и до», и сейчас вся организация работы, обслуживания техники в поле со стороны инженерной службы способствует тому, что идёт полноценная, без «раскачки», в оперативном режиме, уборка. Но мы знаем, что «железка есть железка», и комбайн, какой бы он ни был — это такая машина, которая время от времени всё же ломается, ей это свойственно. Не изобрели ещё пока такой, чтобы вообще не ломалась. И реальная, вполне выполнимая для инженерной службы задача — оперативно устранять эти неизбежные поломки, и снова запускать комбайны «в конвейер». Ибо на нём работает механизатор; и он получает деньги только от того, что наработает в поле, а не простоит, ремонтируясь в процессе самой уборки. Вот когда вся команда участников уборочной кампании этим проникнется, что уборка и комбайнер — на сегодня главные «фигуры», тогда и отдача в целом, с соответствующим, ожидаемым результатом обеспечены будут…».

Тем временем, сформированный в хозяйстве единый уборочный комплекс «утюжил» очередное поле — комбайны «шпарили» так, что будь здоров! Только пыль столбом — безо всяких там остановок и, слава Богу, вынужденных простоев. Какое там! Комбайнерам «остановиться перекурить»…?! (Что, может быть, когда-то было в порядке вещей) У них, поди, «мораторий» на это на время жатвы, либо совсем бросили… Такое впечатление, что вообще не покидают кабину своего агрегата до обеда. Да и то (сам наблюдал): наскоро пообедав, они не в «тенёчке», на ветерке присаживаются (зачем, когда в кабине современного комбайна в любую жару нужную «атмосферу» задаёшь запросто), а бежит к «родному кормильцу», чтобы скорей обратно, в ниву… Понятно, что человек не только из-за трудового энтузиазма и ради комфорта так неразлучно «сливается» с комбайном — тут видна стимула главная роль в виде дневной выработки; или, незамысловато выражаясь: «Как потопаешь, так и полопаешь». При таких условиях работы и её оплаты, прежний призыв: «Уберём без потерь!» для комбайнера актуально дополнить словом «времени». Потому что и у них сегодня «время — деньги»; в этом, фактически, суть оплаты труда «от выработки»: больше работаешь — больше убираешь — больше получаешь. Просто, как «дважды два».

Тем временем, увидев приближающийся к края поля комбайн, я вышел в поле и на развороте остановил его (как такси). Уговорил выйти из кабины комбайнера. Как ни странно, им оказался не кто-то из «бывалых», с кем знаемся уж далеко не первую уборочную страду, а довольно молодой человек, представившийся Станиславом Недведевым. (Кроме него, в этом сезоне в уборке участвует ещё один «новобранец» — Василий Бабичев, так что полку их здесь наконец-таки прибыло; и, забегая вперёд, уже можно порадоваться за «молодёжь»: хвалит их бригадир). На комбайне он первый год, но, будучи механизатором, в прошлом году уже опробовал себя в качестве комбайнера, заменяя заболевшего коллегу; говорит, с неделю поработал и «вошёл во вкус» — понравилось, работать получается, и заработок в сезон неплохой выходит. Да и отзывы, опять же, хорошие… И вот теперь он в строю бывалых, уже известных комбайнеров «Ромашковского», в числе которых Игорь Белоус, Тлеккабл Зулкашев, Амангельды Бекмухамбетов, Шукургали Каракулов, Жигер Курмангалиев, Андрей Левченко… Было видно, что спешит снова за штурвал (за время короткого нашего интервью раза три, должно быть, порывался, вставляя в возникающие паузы разговора с «настырным», встретившим его в «неурочный час», корреспондентом: «Ну, что, мне, наверное, пора ехать…». Ну, да понятно: дома жена с тремя детьми, и зарабатывать надо, чтоб достойно семью содержать; а сейчас — самый заработок; коль ты работяга — сам «в руки просится»… Техника ещё тоже довольно «молодая», всего лет 5 «Вектору» — всё работает, всё функционирует, в том числе кондиционер и холодильник (какое благо в такую жару! И как только без них раньше обходились? Ну, как — самоотверженно, наверно). Урожайность Станислав точно не смотрел пока, но, полагает, что центнеров 28 с гектара здесь сейчас будет… О планах на будущую уборку ответил лаконично: «Будем работать…». Значит, первое — и впрямь «вошёл во вкус» стези комбайнерской, а второе — работает так, что уверен: будет востребован…

Вот рядом останавливается «газон» с водителем Аликом Кочубаевым (нет, это не на отвозе зерна — не тот «калибр»; там нынче сплошь «КамАЗы-длинномеры» да «МАЗы» задействованы). Это — «скорая техническая помощь» для комбайнов, подвоз запчастей, в частности. В бригаде техобслуживания, как полагается, также штатные слесарь, сварщик и механизатор-пожарный на опашке полей (первым делом!). «На вооружении» у них также знаменитый «тракторёнок» Т-4 со сваркой, компрессором и необходимыми для ремонта инструментами. Хотя и старых комбайнов-то, как и другой подобной техники в хозяйстве фактически нет — избавились от неё, постепенно выводя из оборота, или как бы производя регулярную, из года в год «ротацию». (В этом году, например, «боевое крещение» добрым полем проходят два новых высокоэффективных комбайна «Акрос»). Но ведь опять-таки, «железо» есть «железо»; бывает, что-нибудь да сломается, не выдержав «напряга» уборочной…

Ну а старший здесь, непосредственно в поле, над всеми «главком» (главный и, в то же время, ответственный за работу всего уборочного комплекса) — ну точно, «полевой командир» — бригадир Иван Рыжов. Иван Андреевич не только «человек на своём месте», опытный и бессменный, но и незаменимый в своей должности специалист. Докладывает степенно, чётко зная своё дело — отслеживать и контролировать ход уборочной. А это, главным образом — бесперебойная работа единого уборочного комплекса из 12-ти комбайнов и 9-ти грузовиков плюс «обслуга». Темпы, считает, хорошие. Конечно, нет никаких задержек и простоев, в том числе на отвозе зерна. У всех участников уборки свои участки работы, у каждого — свой отлаженный ритм.

На поле «битвы за урожай» степенно «ходят» комбайны, меж ними снуют «большегрузы», всегда, готовые подставить «кузов», едва «промаячит» комбайн — «мол, давай, «водила», полна коробочка!..». Урожайность нынче тоже, по словам специалистов и комбайнеров, по разным полям разнится в пределах нескольких центнеров с гектара, но всё-таки за 20… (Такое впечатление, что «зациклились» на цифре… 28 — это лучшие поля. Ну что ж, для нас очень даже неплохая цифра; да чего там — отличная! Обычно мы уже «тихо ликуем» при урожайности в половину меньшей…). Потому, думается, и работают люди споро и на энтузиазме; как бы воспрянули немного уже подзабытым духом коллективизма и сопричастности с большим общим делом — для себя, для своего хозяйства, для страны, в конце концов… Потому что сегодня явно есть, что убирать. А значит, будет хорошая выработка на комбайн и, соответственно, заработок. Ну, может, порой, темпы несколько ниже, чем хотелось бы, так это ж по позитивной причине — плотность зерновой массы «разогнаться» не даёт; да и «форсировать» темп особо нежелательно во избежание неизбежных в этом случае потерь: хлеб лишним не бывает…

В.Н. Аноприенко продолжает комментировать происходящее на поле: «Да, как обычно, убираем единым уборочным комплексом, другого метода мы на сегодняшний день не приемлем. Это решение приняли давно: единый комплекс, единое обслуживание, специалисты в одном месте на поле, рядом с техникой. То есть всё под контролем — это даёт хороший эффект, повышает производительность и плодотворно влияет на общую обстановку в коллективе. Вообще, представляете, было три отделения в хозяйстве, фактически три разных зерновых культуры разом шли на «совхозный» ток: какая там, порой, была «чехарда»… Насколько тяжелее в таком «разнобое» приходилось работать даже тем же учётчикам: один везёт ячмень, другой — горчицу, третий — озимую пшеницу… И техника ломалась на разных полям — то тут, то там, с ремонтом «разрывались на части», мотаясь с одного конца огромной уборочной площади на другой... «Разрывались» люди и техника, контакты и связи. Не было, как такового, единого штаба, единого руководства и управления всем процессом уборочной непосредственно в поле. Всё как бы раздробленно, и возникающие проблемы, соответственно, решали, кто как мог, «выкручивались» сами по себе. Словом, отсутствовали так необходимые в уборочную тесный контакт и оперативность во всех её процессах…».

Глава района В.В. Толмачёв также оценил ход уборочной, исходя из своих впечатлений. «Знаете, когда я в Ромашки приезжаю, то от увиденного настроение невольно поднимается: посмотреть не только, как тут идут дела, но и по сути — как должно быть… везде. Как сегодня, по большому счёту, должно работать коллективное сельхозпредприятие; какие должны быть посевы, урожайность и выработка. Потому что есть руководитель, есть коллектив, которые работают исключительно на результат — хороший, естественно, результат, в прямом смысле для других показательный. В том числе по готовности и результативности; по отдаче полей, по их «отклику» на трудовой вклад в них всего коллектива. А он, результат, несомненно, есть, и он достойный — мы видим его сегодня вот здесь, «на переднем крае уборочной». Зашли на поле, полностью его отработали — и оперативно, всей «армадой» уборочного комплекса «перебрасываются» на очередное... Видя чётко отлаженную работу всего этого механизма, хотелось бы пожелать хозяйству и всем его работникам, в первую очередь, провести уборку в сжатые сроки и получить достойные результаты. Ну и, конечно, чтобы цены на зерно установились нормальные, чтобы они были бы...

Полный текст этого материала можно прочитать в номере 59 от 26 июля печатного издания газеты "Рассвет"

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

61