Меню
16+

Газета «Рассвет» Палласовского муниципального района Волгоградской области

23.09.2019 08:48 Понедельник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 99-100 от 24.08.2019 г.

Я ПЕСНЕ ДУШУ ОТДАЮ

Помните, капитан Титаренко, командир второй поющей эскадрильи из фильма «В бой идут одни «старики» говорил: «…Песня, как география. Вот Зоечка – из Сибири. Край суровый, могучий! И песни такие же: «Ревела буря, гром гремел..!». Вано – Грузия. Горы и ритм такой кавказский… Ну, а я из Таврии – юг Украины: степь ровная, как стол…И песни… такие же бесконечные, как степь…». Если коротко, песня – это лучший выразитель народной самобытности, его душа.

Представители скольких народов мирно уживаются на территории Палласовского района! Русские, украинцы, немцы, казахи, армяне, грузины…Все они носители своих национальных культур, которые и отличают нас друг от друга, и, в тоже время, объединяют, ведь нет языка понятнее, чем язык музыки, танца.

Русскую песню прославляли Надежда Плевицкая, Фёдор Шаляпин, Лидия Русланова, Людмила Зыкина… Первым, кто прославил русскую народную песню на весь мир, был Митрофан Пятницкий, который ездил по деревням, собирал местный фольклор, объединял под своим крылом талантливых самородков из числа крестьян. Более близкие нам исполнители, которые не дают забывать русскому народу о своих корнях, современники Людмила Рюмина, Надежда Бабкина, Надежда Кадышева.

Солистка Савинского ДК Любовь Болотова посвятила свою жизнь популяризации русских народных песен, в которых отражается и печаль, и широта, и удаль, и заразительное веселье народа. С юности она вдохновлялась творчествомпрославленной Марии Мордасовой – пела песни из её репертуара, подражала манере исполнения. Именно со знаменитой частушки «Русская Ивановна» начался опыт её первых выступлений перед односельчанами на клубной сцене.В платочке, в сарафане, худенькая девчушка стояла перед заполненным до отказа (как это бывало раньше) зрительным залом и звонко пела: «В голубом небе самолёт летит, а Ивановна за рулём сидит…». Аккомпанировали ей сразу два гармониста – Александр Бабенко и Сергей Жевак. Позже именно они поддержали девушку в её желании поступить в Волгоградское культпросветучилище имени Серебрякова, крепко увязать страстное увлечение с профессией.

Любовь Александровна сегодня вспоминает, как с детства росла на маминых песнях:«У нас в семье мама, Прасковья Александровна Стеганцева, хорошо пела. Её любимой песней была «Ой, мороз, мороз!». Бывало, сядем с ней рядом, запоём на два голоса – она вторым, а я первым. Гости, кто умел, подтягивал, но, в основном, старались не мешать, слушали. Потом пели, конечно, и хором – кто как умел…».

А помните,ещё недавно песня была неотъемлемым атрибутом любого семейного праздника. Часто ли сейчас услышишь народные застольные песни? Увы, чаще всего в разгар праздников из динамиков гремит зарубежная и российская попса, типа «Ты целуй меня везде, восемнадцать мне уже…». То ли дело напевное «То не ветер ветку клонит, не дубравушка шумит – то моё сердечко стонет, как осенний лист дрожит…». Современная молодёжь, зачастую, не знает народной песни, не может поддержать старшее поколение. А ведь такая песня помогает сохранять и народную идентичность, историю, душу, корни.

Пела Любовь Болотова и в школе (тогда она была ещё Стеганцевой). Учитель пения Галина Александровна Квитко, сама отличная баянистка, сразу примечала талантливых ребят, собирала вокруг себя, привлекала к участию в школьных концертах. В поле её зрения оказалась и Люба.Сегодня вокалистка с улыбкой вспоминает, как стояла на школьной сцене и под баян звонко пела: «Синий, синий иней лёг на провода. В небе тёмно-синем синяя звезда…». Очень популярная в то время песня была. Всплывает в памяти и другой эпизод: девчушка с серьёзным лицом старательно выводит: «На воронежских просторах запах мяты луговой. Слышен листьев тихий шорох, ходит ветер над рекой…». Вспоминает и как в компании с подружкой Ниной Ильменской и братом Васей нередко сидели рядышком: Вася играл на баяне, она пела, а подружка подпевала.

Мало помалу её всё чаще стали привлекать к участию в концертных программах. Школьная сцена сменилась подмостками сельского Дома культуры. Но это случилось, когда она уже окончила восемь классов – в то время педагоги строго следили, чтобы ученики сами, без родителей в клубе находились только до шести вечера. Строгие были порядки, строгие были и нравы у того поколения людей.

Когда началась учёба в культпросветучилище, репертуар юной вокалистки стал гораздо богаче – кроме народных песен училась исполнять и академические, и эстрадные. «У меня был хороший руководитель, – рассказывает, вспоминая о том времени, Любовь Александровна. – Евгений Михайлович куда только не возил нас с шефскими концертами – по колхозам, совхозам, выступали перед работниками разных организаций, в сельских клубах. Как только наступают суббота-воскресенье, он берёт по два человека с каждого отделения – танцоров, вокалистов, режиссёров, музыкантов (все были при деле), и едем куда-нибудь выступать. Помню, была у меня в репертуаре постоянная песня:«Над полями да над чистыми месяц птицею летит, и серебряными искрами поле ровное блестит…».Я так её не любила! Просила руководителя: уберите её из программы. Но нет, меня настойчиво заставляли петь: надо, мол, Люба, надо».

А вообще, педагог сразу нацелил студентку, сказал: «Тебе нужно петь только народные». Для начала разучили пару-тройку частушек, различных по ритму, мелодике, манере пения.Частушки – плясовые, лирические, страдания,исполняются по-разному в зависимости от региона их происхождения.Например, плясовые: «Ёлочки-сосёночки, зелёные, колючие. В Воронеже девчоночки весёлые, певучие» – это одно. А вот саратовские частушки(из репертуара Лидии Руслановой): «Сирота я без привету, эх, у меня милого нету. На дубу сидит ворона кормит воронёночка, у какой-нибудь разини отобью милёночка»; ещё для сравнения другие по ритмике, по напевности, уральские частушки-страдания (из репертуара Уральского народного хора): «Я по чё с тобой связалась, я по чё сюды пришла. Через эти тёмны очи речку слёз я пролила» – словно кружева плетут. И не мудрено, что частушки, как жанр народного творчества, популярны и любимы в народе до сих пор. У Любови Болотовой к ним особое, трепетное отношение: «Я частушки очень люблю. Много их знаю, собираю: и про колхоз, и про медиков, и про курильщиков, и лирические… Про всё, одним словом».

Выпускница культпросветучилища приехала работать в родное село – в Савинский Дом культуры. Стала выступать сольно, а когда появился хор (организовала его всё та же Галина Квитко – коллектив состоял вначале из учителей, позже в нём стали участвовать все желающие), стала петь в хоре.

Правда, к тому времени профессию пришлось сменить. Вышла замуж, подумала:какому мужу понравится, что жена по вечерам из дома уходит, ведь работа в клубе, зачастую,отнимает и вечернее время – концерты, праздники, поездки… Ни с кем из близких особо не советуясь, она устроилась работать воспитателем детского сада и заочно поступила в педагогическое училище…

Первые два года в клуб ни ногой, а потом затосковала. Стала периодически захаживать, прежних коллег навещать. А там не выдержала и записалась в художественную самодеятельность. Вместе с хором выступала перед односельчанами, ездила на полевые станы, в соседние сёла, участвовала в различных смотрах-конкурсах. Однажды савинский хор пригласили принять участие в записи одной из программ волгоградского телевидения. Петь перед камерами было и волнительно, и приятно. А ещё было жарко – софиты, прочее осветительное оборудование так «прогрели» помещение, что у некоторых из хоровиков начинала кружиться голова.

Когда директор клуба Фаина Каримова пригласила Болотову снова работать в СДК, она безмерно обрадовалась. Поговорила с мужем Василием. Вот тут неожиданно и выяснилось, что он и раньше был не против, сказал: «Любишь петь, так иди и пой, работай, если тебе там по душе»(а сколько времени оказалось потеряно, отдано хорошей, но нелюбимой работе). Ему всегда нравилось (да и сейчас ничего не изменилось) слушать, как поёт его жена – чисто, звонко, даже гордость испытывал, когда зрители начинали ей аплодировать.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

36