Меню
16+

Газета «Рассвет» Палласовского муниципального района Волгоградской области

22.08.2019 09:40 Четверг
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 89-90 от 03.08.2019 г.

ГДЕ-ТО, МОЖЕТ, И ЗАСУХА, И НЕУРОЖАЙ...

Автор: Александр ПАВЛЕНКО

Нет, уповать на небеса в ожидании урожая, конечно, не грех. Однако пример «ромашковцев» в очередной раз что доказывает? А то, что предпосылки к этому самому урожаю творятся не только на небесах (там, исключительно, говорят, только «браки заключаются») — но и на земле нашей грешной. И насколько она будет «грешной» в период созревания урожая, в немалой степени зависит, как ты сам с ней обошёлся до того... О чём это я так «замысловато»? Да всё о том же — о соблюдении агротехнологий. А не грешил ли ты сам, думая: мол, и так сойдёт, а дальше — как Бог даст. Уповая всё на те же небеса...

На 18 июля в СПК-племзаводе «Ромашковский» расклад, в целом по уборочной, был такой: «озимку» по парам убрали, зашли на стерневые поля. Туда мы и ехали с главным агрономом хозяйства К.К. Сариппом.

— Стартовали ещё 28 июня, как никогда рано — рассказывает он. — Что связано, скажем так, с «частичной засухой»: хлеба-то уже, что называется, «подошли». Загнали пробный комбайн, посмотрели — нормально, ну и вперёд… Первые же гектары обрадовали, подтвердив: есть что молотить, и кое-где совсем даже неплохо. Как полагали, порядка 10-12 ц/га будет; но отдельные поля до 23 центнеров на круг дали. Добрые были пары, ещё осенью посевы на них нормально пошли и далее в хорошем состоянии сохранились. Хотя, сами знаете, какая осень была сухая; какие-то поля зелёными ушли в зиму, а какие-то чёрными, фактически без всходов. Ещё с осени была заметна разница…

Озимых в «Ромашковском» было посеяно 7400 гектаров, яровых зерновых культур — около 4 тыс. га, плюс 713 га сорго, то есть к уборке в целом — более 12 тыс. га. Ничего не пересевали. В итоге “озимка”, на тот момент большей частью обмолоченная, показывала, в среднем, 14,4 ц/га; при том, что последней и далеко не лучшей, убиралась сеянная по стерне, с урожайностью не более 4,5 ц/га. (И «оно того стоило»; особенно тогда, когда многим в районе приходится убирать… «что наросло», порой, и по 2-3 ц/га... — Прим корр.). Особо не удивят, думается, и уборочные мощности «ромашковцев», как и «возраст» самих агрегатов. На полях единым уборочным комплексом работают сразу 14 комбайнов — 10 «Векторов» и 4 «Нивы»; на отвозе зерна меж ними лавируют 4 КамАЗа-«длинномера» с прицепами (вообще-то в хозяйстве их 6, но нынче и эти справляются). Благодаря давнему и стабильному курсу руководства на обновление техники, постоянно идёт процесс её «ротации». А потому и самый «пожилой» комбайн здесь — едва «десятилетка», а два самых «молодых» — вообще «младенцы» годовалые, это у них трудовой почин. Про кондиционеры можно уже не упоминать, когда комбайнер, покидая кабину, …снимает куртку… Новый урожай пока весь «дома», отвозится исключительно на ток, дальше здорово ещё не заглядывают. Хотя «разведка» по вопросам реализации зерна, думается, идёт.

— Сдавали его на анализы — вполне нормальное по такому году зерно, — делится Константин Сарипп, — главным образом, «троечка» идёт. О закупочных ценах, наверное, говорить рановато, но, по-моему, что-то в районе 8-10 тысяч за тонну пока предлагают…

Безусловно, впечатления о текущем положении дел в хозяйстве, с учётом того, каков выдался год — самые положительные. И всё же, несколько позже (руководство на тот момент было в командировке) я попросил председателя правления В.Н. Аноприенко прокомментировать ход уборочной и её нынешние особенности.

— Если кто-то думает, что у нас всё гладко и всё с неба падает на благодатную почву, то глубоко заблуждается, — сразу расставляет акценты Владимир Николаевич. — То, что сегодня имеем, это результаты долгосрочной и кропотливой работы, в том числе и настроя на неё. Были и другие года... Тем не менее, откровенно, без «похвальбы», говорю своему коллективу: уровень технической вооружённости наших механизаторов на порядок выше, чем у многих других — и по качеству техники, и по её энергонасыщенности. Поэтому мы можем и должны обеспечивать высокоэффективную отдачу всего комплекса механизированных работ: посевных, кормозаготовительных, зерноуборочных... Да, есть проблемы и у нас (ибо, пока живёт человек и трудится, они всегда есть и будут); они по каждому году могут быть разными, как, практически, не бывает и одинаковых лет в сельском хозяйстве. Своя специфика, вызванная, прежде всего, погодно-климатическими условиями и, порой, их непредсказуемостью. Это накладывает свои отпечатки и в период сева, и в период вегетации растений, да и в период уборки тоже... С детства нам помнится мичуринское: «Не стоит ждать милостей от природы, взять их у неё — наша задача». Так вот, в нашем случае, сила коллектива и в том, чтобы научиться выполнять эту задачу сообща. Что-то получается, что-то нет, во всяком случае, мы стараемся. Это касается абсолютно всей команды, а не только руководителя, специалистов и механизаторов. Вот, допустим, нельзя подготовиться к посевной или уборочной без слаженной работы инженерной службы и МТМ; как нельзя провести саму полноценную уборку без чёткой работы центрального зерносклада, или подготовить складские и животноводческие помещения — без строителей. А хорошего рабочего настроения не обеспечить без поваров, без их вкусных и калорийных обедов. И так далее, так далее... Это взаимосвязанный комплекс вопросов, и когда все они решаются должным образом, возникает та атмосфера в коллективе, тот общий настрой, который влияет на выработку, производительность, на соответствующие отношения — и к своему делу, и к технике, и между собой...

— По весне я «пытал» одного из опытных агрономов-практиков: его прогнозы, виды на урожайность; и каким, в связи с этим, обернётся сельскохозяйственный год в целом. И он-таки «признался», что, судя по всему, урожайность, как и год в целом, видится ему «что-то ближе к среднему». Вы, Владимир Николаевич, в принципе, согласны с этим?

— Я уже, как-то говорил и повторюсь: и 2018 год не был самый худший, и нынешний уже точно не будет худшим — а это уже моя 23-я уборочная в «Ромашковском». Берусь утверждать, что год вполне нормальный, или, так сказать, «средний наш палласовский». Мы полностью закрыли потребность в кормах: заготовлено 4,5 тыс. тонн сена; из годовой потребности в соломе (5 тыс. тонн), больше половины уже подвезено к местам зимовки, обеспечим и ею полностью. Порядка 500 тонн сена завезли населению в качестве натуроплаты за паи, впереди доставка и соломы (в целях пожарной безопасности решено завозить её на подворья ближе к осени)... Подвели, конечно, озимые по стерне; но мы сознательно шли на этот риск, понимая, что всякое может случиться. (Ну, не бывает так, чтобы ссыпая со всех 10-ти корзин в одну, последняя в итоге обязательно стала в 10 раз тяжелее; иногда какая-то прохудится да зерно и просыплется...). Но затраты на сев по стерне, они же минимальны, так что семена мы по-любому «отбили». Хотя, конечно, контраст по паровым полям (до 23 ц/г) и по стерне (до 4,5 ц/га) говорит сам за себя. Мы давно просчитали: если есть свыше 2 ц/га, то есть какой-то смысл убирать, если же менее — экономически нецелесообразно. Для таких полей самый лучший «подборщик» — овца... (Ну да, даже с минимальной продуктивности полей «прямые поставки» продукции идут в овцу, проходя «переработку» через её желудок; тут ничего не пропадает даром... — Прим. корр.).

Но вывод, в целом, не оригинален, так же, как не нов и однозначен: технологии, хотя бы основные, надо выдерживать во всём. Без этого ничего путного не жди — я в этом твёрдо убежден, и любой год это подтверждает. И обязательно — глубокая обработка земли. Что бы ни говорили про «нулевую», это не для нашей зоны рискованного земледелия (её ж не зря так назвали и придумали систему сухого земледелия). Если по парам урожай, как минимум, в два раза выше, чем по стерне — всё равно всегда будет выгоднее паровой сев. Короче, проще некуда: процесс уборки практически тот же, а вот урожайность — совсем не та...

P.S. Мудрость гласит: «Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе». По-моему, в отношении к земле это тоже отчасти приемлемо. (Недаром учёные всё больше настаивают, приводя доказательства, что и планета наша, Земля — живой организм...).

А ещё почему-то вспомнился вдруг профессор Преображенский из «Собачьего сердца» и его незабвенное: «Разруха, говорите? Разруха, она не в сортирах, а в головах...» Грешным делом тут подумаешь: так может, и засуха у нас тоже не только в природе бывает?..

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

5