Меню
16+

Газета «Рассвет» Палласовского муниципального района Волгоградской области

16.08.2019 10:32 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 91 от 06.08.2019 г.

РОДНАЯ СТЕПЬ ЗОВЁТ ДОМОЙ…

Автор: Александр ПАВЛЕНКО

«Кому суждено животноводом быть, тот хлеборобом вряд ли станет» — примерно такие мысли возникают в ходе общения с иными нашими фермерами — настоящими степняками, исконными и потомственными. Но что, порой, удивляет больше: другого им не то чтобы не дано, но… «и близко не надо». И даже ныне встречаются такие (!) — ни город не манит, ни молодость «в даль светлую» не зовёт… Наоборот, всегда в родные степи тянет. Бывает же такое в наше время, да ещё у молодых?! Оказывается, бывает! Не знаю, почему, но это радует.

И вот такой молодой человек «отыскался» на бескрайних просторах наших степей; точнее, в одном из самых дальних уголков района. Можно даже сказать «на отшибе» (уж простите некую «фривольность», но, по сути, так оно и есть). Потому что располагается его хозяйство — семейная животноводческая точка от райцентра «дальше некуда» — километрах в 12-ти от хутора Большой Симкин, что в Приэльтонье. Дальше действительно некуда — либо «зона», либо Казахстан… Самый что ни на есть «медвежий угол» (хотя, скорее, «волчий», учитывая некоторые проблемы «тамошних» животноводов).

Ну да хватит эпитетов, пора и познакомиться. Всё вышеописанное и подвигло встретиться с Сериком Мулдашовым, молодым человеком (28 лет) и молодым же фермером (хозяйство оформил в 2016 году). Жизнь в глубинке, безусловно, своеобразна по многим причинам; причём, чем «глубиннее», тем своеобразнее. Накладывает свой отпечаток и отдалённость, и отсутствие многих «благ цивилизации», а порой, и привычных большинству бытовых условий. (Впрочем, их отсутствие, похоже, как раз и привычно для таких «закалённых» людей).

Точка эта, где и живут, и трудятся, можно сказать, «семейно-наследственная». Отец Серика — Айденгали Мулдашов тоже на ней вырос; «точку» и чабанство на совхозной отаре принял «в наследство» от деда, затем сам около 30 лет чабанствовал (ещё «при жизни» совхоза, а потом СПК «Эльтонского»). Он, в свою очередь, для сына стал естественным наставником в животноводстве: дети в чабанских семьях «с младых ногтей» к уходу за живностью приучены — это как само собой разумеющееся. А когда сел мальчишка на лошадь — ещё интереснее стало… После того, как «надежда и опора» в лице коллективного сельхозпред-приятия «приказала долго жить», семье, как и многим другим, в своём выживании оставалось уповать лишь исключительно на себя и своё личное подсобное хозяйство. Оно, конечно, всегда было, как у всех — вроде привычного и необходимого «приложения и дополнения» к жизни и деятельности на селе, недаром называется «подсобное». Но тут пришлось сосредоточиться на ЛПХ уже не как на «подсобном», а, по сути, главном и единственном средстве существования. («Жить-то как-то надо» — по такому принципу кто-то и поныне держит ЛПХ. — Прим. корр.). В своё время, с развалом «совхоза», «точку» отец выкупил, взяли «под раздачу» земельные паи…

Сейчас у Серика уже своя семья (супруга Асемгуль, третий год сынишке Ахмаду), живут на точке все вместе, с отцом и мамой Сажидой. (В другой половине двухквартирного дома обитают наёмные работники К(Ф)Х). «Братишка — в городе, сестра тоже в Волгоград перебралась, а я вот здесь, дома остался, моё это…», — говорит он. А теперь по порядку.

Закончив девятилетку в местной хуторской школе, доучивался Серик в посёлке Капустин Яр (там у них фактически вся родня, чем и обусловлено место окончания школы). «В принципе, — говорит, — думал на этом с учёбой и остановиться, просто остаться на своей точке; мне это нравится, по душе заниматься с животными. Но родители настояли на получении образования. И в 2008 году поступил в Волгоградский аграрный университет…». Однако и отучившись 5 лет (естественно, на зоотехника), об иной стезе, кроме как привычной, он не помышлял; скорее, лишь укрепился в своей привязанности. Не отбила её ни городская среда обитания, полная молодёжных соблазнов, ни в целом отличный, от его «глубинно-точечного», образ жизни. (Что, согласитесь, нынче, по меньшей мере, непривычно; когда молодые люди в город рвутся, зачастую, в том числе в надежде там «зацепиться» — хоть где, хоть кем… Так что, по ходу, совсем нетипичный он представитель молодёжи, прямо-таки «белая ворона». — Прим. корр.). Наоборот, всегда домой тянуло студента, хоть на пару дней — на коне по степи, да с ветерком... В общем, о том, чтобы менять что-то в своей судьбе кардинально, тем паче связав её с городом, как говорит Серик: «Даже в мыслях ничего подобного не проскальзывало. Пять лет пожил в городе — и хватит. После окончания ВолГАУ я уже абсолютно осознанно понимал, где и чем, если уж сугубо по специальности «не светит», буду заниматься — также животноводством, дома, на своей точке…»

Ну, да, только теперь более профессионально. Кстати, такой нюанс: по ходу учёбы, на военной кафедре он получил специальность… кинолога. Ну прямо, всё один к одному в его работе-то: собака и без того верный друг человека, а уж в степи, на отдалённой «точке» да со скотом — всегда необходимый и незаменимый помощник. Теперь, стало быть, ещё и «по-науке» общаться будут...

Теперь непосредственно о К(Ф)Х. Здесь тоже не обошлось без доброго и настоятельного совета. «Я, может, так скоро и не пришёл бы к этому, — признаётся Мулдашов, — сестра настаивала (до своего переезда в город она работала в районной администрации, экономистом, по-моему). Давай, говорит, шевелись: оформляйся, выходи на получение гранта, есть такие-то возможности заняться делом серьёзнее... До нас же здесь всё пока дойдёт, как «до жирафа»…» Словом, сестра подвела его к этому и убедила; а когда уехала, Серик уже сам, без «подталкивания» в фермеры засобирался. База в виде «точки» с постройками есть, своё ЛПХ (овцы, КРС, лошади), есть хотя и «паевая» земля. С последней и начал, оформив в аренду порядка 1000 гектаров степных угодий. Как ИП глава К(Ф)Х зарегистрировался в 2016 году, а уже в следующем вышел на грант по программе «Начинающий фермер». На выделенные средства (1,5 млн. рублей вместе с частью собственных), был закуплен, согласно бизнес-плану, КРС казахской белоголовой породы. А ещё Серик приобрёл себе скот калмыцкой породы — исключительно в целях «обороноспособности» стада и сохранности «подрастающего поколения» от нередких волчьих посягательств. «Бывает, житья от них нет, — сетует фермер на соседство серых хищников, логово коих, и не одно, по его словам, находятся в окрестностях. — Телят, жеребят таскают… А калмыцкая порода, она так же, как казахская белоголовая, к нашим условиям приспособленная, выносливая и неприхотливая. Но ещё и с повышенным инстинктом материнства, так сказать, более агрессивная в отстаивании своего потомства от хищников. И на то рога у неё, как у сайгака...» Так что, не только собаки у Серика в хозяйстве в качестве «самообороны», есть и скот такой, что за себя постоять может...

Сено заготавливают на тех же арендуемых землях (трактор МТЗ-80, косилка, рулонный пресс — отцовские ещё «припасы»). Косят в степи и житняк, и пырей, и полынь даже, а также в лиманах — всё, какое есть разнотравье. Пока на это поголовье хватает; даже в прошлую зиму обошлось «без напряга», запаслись с лихвой (степняки, они же знают, какие у нас года чаще других бывают). С обработкой земли «заморачиваться» пока что не думает — очень хлопотно это и затратно, не тот ещё уровень. Корма же, в крайнем случае, и «на стороне» прикупить можно.

Как фермер, он пока что в начале пути, об эффекте можно будет говорить, наверное, лет через пять. Производство-то не больно «скороспелое», прежде стадо нарастить надо, процесс воспроизводства наладить, сбыт, ту же кормовую базу «обнадёжить». Вот сейчас этим потихоньку и занимается: тёлочки будут постепенно накапливаться, бычки уже по ходу реализуются, чтоб «живая копейка» была. Кредитов принципиально сторонится. Концы-то с концами сводишь, спрашиваю? «Приходится, — отвечает, — если уж совсем невмоготу, прижмёт необходимость — в крайнем случае, где-то «по-свойски» занимаем-перезанимаем... Всяко бывает, но крутимся...» Основные же проблемы, думается, связаны с той же отдалённостью; и с дорогами, соответственно — в метель да в распутицу. И то сказать, прикидываем мы: от Палласовки до Эльтона 110 км, потом до Большого Симкина, да ещё и от него — итого километров 160 от райцентра до его «родового гнезда» будет! Лишний раз не наездишься, тем паче в непогоду. Есть отцовская «Нива», но бывает, что и лошадь запрягают, чтобы в Эльтон за продуктами съездить. А уж в Палласовку — вообще по крайней нужде; например, чтобы сдать отчёт по фермерству (а заодно другие вопросы порешать). В среднем, где-то раз в полгода в «районную столицу» наведывается. И то по необходимости. Видать, спокойнее и уютнее ему там, дома, в степи; с родными и с животными, «вдали от шума городского...» И ничего, не «одичал» ведь без «компа» и Интернета в своёй, милой его сердцу, «самой глубинной глубинке»... И занимается тем, чем всегда хотел, что умеет, и что ему нравится. Выходит, по всем статьям, «человек на своём месте». Без лишних претензий и амбиций. Наверное, где-то и позавидовать можно. Всем бы так...

Как известно, всё относительно. Так, может, это и есть новые «герои нашего времени»?..

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

3