Меню
16+

Газета «Рассвет» Палласовского муниципального района Волгоградской области

15.08.2019 13:41 Четверг
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 85 от 23.07.2019 г.

И по-прежнему — кадры решают всё

Именно этот вопрос был вынесен на рассмотрение Общественного совета при главе Палласовского муниципального района. На заседание были приглашены директора городских и сельских школ, а также их заместители по учебно-воспитательной работе.

Председатель совета Александр Саенко в своём вступительном слове отметил, что сегодня много говорят, спорят о том, как повысить качество образования. Полемика ведётся также о том, как поднять престиж учителя, ведь именно учитель – одно из главных звеньев в системе образования. Во многом от того, как относятся родители и учащиеся к школе, учителю зависит качество преподаваемых им учебных дисциплин. Но помимо этого есть ещё масса причин, от которых зависит качество образования. На них в своих выступлениях указали директора городской школы № 14 Ольга Боброва и Прудентовской — Турсунай Куйшинова.

По словам Ольги Васильевны, современная школа многообразна и сложна, не стоит на месте, постоянно меняется, развивается. В условиях модернизации образования перед каждой школой стоит проблема обеспечения своих учащихся качественным образованием. От чего же зависит это самое качество? От решения кадрового вопроса, от обеспечения материально-технической базы и организации научно-методической работы. На сегодняшний день показатель обученности учащихся остаётся основным при оценке деятельности образовательного учреждения. Поскольку процесс образования многомерный, то повышения качества можно добиться, когда в этом будут заинтересованы все его участники: педагоги, учащиеся, родители, общественность. Между тем, изменения, которые произошли в обществе и образовании, отчасти негативно отразились на взаимоотношениях школы и семьи. Сейчас спектр взаимодействия образовательного учреждения и родителей сузился до вопросов, касающихся обучения ребёнка, его поведения и материальной поддержки школы.

Высокое качество образования — это соответствующая материально-техническая оснащённость школы, наличие высококвалифицированных кадров, эффективный учебно-воспитательный процесс и, как результат — успешность выпускников во взрослой жизни. Но это, конечно, теория, на практике всё намного сложней и проблематичней. Если говорить о молодой смене педагогов, то, по словам Ольги Васильевны, необходима специальная целевая программа, которая гарантировала бы молодым специалистам право на бесплатное жильё, «подъёмные» (речь идёт о школах в сельских районах). Она сама участвовала несколько раз в ярмарках вакансий в педагогическом университете Волгограда и была удивлена тем, что многие студенты видят себя не учителями, а специалистами по маркетингу в сетевых магазинах, другие хотят найти себя в сфере информационных технологий. К примеру, из 25 студентов физико-математического факультета только двое планируют работать в школе, да и то — только в больших городах. Конечно, есть, так называемые, целевики, получившие направления от района в педуниверситет, но они не очень хотят возвращаться в Палласовку.

Многие студенты-выпускники, молодые специалисты не согласны иметь зарплату, которую сейчас получают начинающие учителя в обычных школах. А чтобы заработать, например, 25 тысяч рублей в месяц, необходимо иметь учебную нагрузку в объёме 36 — 40 часов в неделю, да ещё определённый педагогический стаж. Это означает то, что надо ежедневно с утра приходить в школу и уходить с работы поздно вечером. Плюс дополнительная нагрузка в виде всевозможных факультативов и кружков. Сейчас многие учителя стали «многопредметниками», и это во многом ради достойной заработной платы.

Не могла Ольга Васильевна обойти и такую проблему, как оптимизация штатной численности, огромный круговорот бумаг, отнимающий много времени. А объём работы при этом не уменьшается, а с каждым годом только увеличивается. Сказывается на качестве образования и нехватка в школах узких специалистов: логопедов, психологов, социальных педагогов. А ведь они очень нужны, ничуть не меньше, чем новая мебель, компьютеры. Многое из того, с чем сегодня работают учителя в образовательных учреждениях, уже устарело и требует срочного обновления. Но, несмотря на все эти проблемы, Ольга Васильевна отметила, что педагогическое сообщество выполняет все задачи, которые перед ними ставятся. Но нельзя останавливаться на достигнутом, стоять на месте — нужно совершенствовать учебно-воспитательный процесс, внедрять более эффективные формы и методы работы, современные педагогические технологии. Вот тогда и качество образования будет выше.

Директор Прудентовской средней школы Турсунай Куйшинова рассказала о своих, «сельских» проблемах, с которыми приходится сталкиваться в работе. В этом образовательном учреждении трудятся 26 человек, из них 16 педагогов. Чтобы качественно работать, учитель должен постоянно повышать свой уровень образования, владеть современными образовательными методиками и технологиями. Штат школы укомплектован полностью, но хотелось бы, чтобы были заместители директора по учебной и воспитательной работе, логопед, психолог, что позволит более качественно осуществлять образовательный процесс. В последние годы образовательное учреждение участвовало в разных региональных проектах, конкурсах, получило материальную поддержку по результатам одного педагогического форума в размере 52 тысяч рублей. На эти средства были приобретены методические и наглядные пособия. Однако директор школы считает, что неполный перечень школьного оборудования, недостаточный библиотечный фонд, проблемы с выходом в Интернет не позволяют прудентовским педагогам проводить образовательный процесс так, как им бы хотелось. Требуется дополнительное оснащение кабинетов физики, биологии, математики, необходимо закупить компьютеры, проекторы. Поделилась она и хорошими новостями: недавно был приобретён кабинет литературы и русского языка, кроме этого в настоящее время ведётся ремонт спортивного зала, на это из областного бюджета выделено 1 миллион 400 тысяч рублей, работы до 10 августа будут закончены. Не обошла директор стороной и вопрос кадров. Сегодня средний возраст учителей — 48 лет. Молодые педагоги пока не идут в село. И всё же коллектив Прудентовской школы надеется на лучшее.

Подытожил выступление директоров школ глава районной администрации Вячеслав Толмачёв. Он согласился с выступившими руководителями в том, что сейчас качество образования во многом зависит именно от кадров: «Заглядывая немного вперёд, мы видим, что молодых педагогов, которые придут на смену сегодняшним, особенно в сельской местности, явно недостаточно. В какой-то степени может помочь решить кадровую проблему миллион рублей, предусмотренный федеральной программой «Сельский учитель». Однако педагогам надо уже сегодня готовить себе смену, разговаривать с детьми и объяснять им нужность профессии и важность их возвращения в родные города и сёла. Но, увы, вернутся лишь единицы. Говоря о помощи школам, могу сказать, что значительная часть собственных доходных средств районного бюджета уходит именно на поддержку образования. Сегодня есть возможность участия в различных программах, которые предусматривает их финансирование. К примеру, один из проектов для городских школ с численностью детей более 500 человек — это строительство спортивных площадок. И знайте, если говорить о проблемах на разных уровнях, то они рано или поздно всё равно будут решаться».

О поддержке одарённых детей своим коллегам и членам Общественного совета рассказала директор школы № 11 Светлана Синицына. Проблема выявления и поддержка таких учеников в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. В школе разработана и утверждена программа «Одарённые дети», курирует ее реализацию учитель химии Шолпан Баликеева, которая прошла специальные курсы подготовки к работе с одарёнными детьми. Работа в школе организована поэтапно. Первый этап — непосредственное выявление одарённых детей. Одного наблюдения тут недостаточно, важно изучение психологических и личностных особенностей, логического мышления и памяти ребёнка, особенностей воспитания. На этапе диагностики необходимо использовать специальные тесты и методики. В школе создана и постоянно обновляется база данных одарённых, в своём большинстве высокомотивированных учащихся. Уже в начальной школе на последней ступени в 4 классе при переходе учащихся в основную школу, классные руководители заполняют индивидуальные карты наблюдений за высокомотивированными учениками. В ней отмечаются интеллектуальные качества учащегося: то, как он умеет воспринимать информацию, её обрабатывать, какова результативность данной работы, а также коммуникативные умения: умеет ли излагать собственные мысли, участвовать в дискуссии, взаимодействовать в учебной группе, и организационные умения: умеет ли планировать свою работу до её начала, добиваться запланированного результата, исправлять ошибки. Далее за такими учащимися наблюдают уже в основной школе учителя-предметники, продолжая развивать его способности в определённых направлениях.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

5