Меню
16+

Газета «Рассвет» Палласовского муниципального района Волгоградской области

15.08.2019 14:44 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 89-90 от 03.08.2019 г.

Дело своё знают и делают

День железнодорожника всегда являлся поистине всенародным праздником для палласовцев, одним из самых знаковых и любимых. И отмечался он, соответственно, масштабно, с размахом.

А на это были веские причины. Можно как угодно относиться к наличию на территории района железной дороги и всему тому, что она принесла и что с ней связано, однако необходимо признать, что железная дорога более ста лет, а если точнее, то уже 112 лет присутствует в жизни проживающих здесь людей, стала неотъемлемой частью этой жизни.

Тысячи и тысячи наших земляков в разные годы были так или иначе связаны с железной дорогой. Для тех, кто работал на ней, и их семей, она являлась настоящей кормилицей, островком житейской стабильности, профессиональной гордости. И многочисленные большие трудовые династии железнодорожников — наглядное тому доказательство. Многие предприятия, трудовые коллективы, не относящиеся к этой отрасли, прямо или косвенно зависели от работы железной дороги, от состояния дел в железнодорожном хозяйстве. Да и как пассажиры, все мы имеем неоценимую возможность пользоваться услугами железнодорожного транспорта, ездить сами, встречать и провожать своих родных и близких там, где живём.

В период Сталинградской битвы в связи с наличием железной дороги наша, на первый взгляд, глубинка стала практически прифронтовой зоной. Через нас под ожесточёнными бомбёжками фашистской авиации шли эшелоны с войсками и техникой, боеприпасами и продовольствием защитникам Сталинграда. Вошли в историю многочисленные как героические, так и трагические события и эпизоды того времени, их участники. Не случайно поэтому вот уже второй год в Палласовке на День Победы останавливается ретро-поезд «Эшелон Победы». Это дань уважения нашим героическим землякам.

Стальная магистраль не просто затрагивает, пересекает в каком-то месте наш огромный, самый большой в Волгоградской области по территории и протяжённости Палласовский район. Она, если посмотреть на карту, в буквальном смысле, пронзает всю его территорию с севера на юг (или наоборот); проходит где-то рядом с населёнными пунктами, а где-то даже и через них, например, через Палласовку, Кайсацкую, Эльтон, разрезая и деля на части. Наличие железной дороги, наряду с площадью территории, её приграничным положением, является важнейшей отличительной, можно сказать, стратегической особенностью нашего района.

А сама Палласовка!? Чему, каким обстоятельствам она обязана своим появлением на карте, а во многом и своим бурным развитием, сегодняшним городским статусом, статусом районного центра? Опять же — железной дороге, её строительству и наличию! То же самое можно сказать и о селе Кайсацком, и, в какой-то мере, о посёлке Эльтон.

Немного истории: главной трудностью, с которой столкнулись строители магистрали, стал природный фактор. Ведь только первые от Саратова 117 верст будущей железной дороги должны были пройти по обжитым территориям тогдашней Самарской губернии. Остальные 400 вёрст предстояло проложить в необжитой полупустыне, в которой отсутствовала не только растительность, но зачастую и вода, от которой локомотивное хозяйство тогда очень сильно зависело, без воды паровозы работать не могли. Её источники и, соответственно, станции, должны располагаться не более чем в 100 километрах друг от друга. Паровоз, тянувший грузовой состав, за такое расстояние практически полностью использовал запасы воды из тендера. Девяносто шестая верста строящегося от Красного Кута участка дороги пересекала речку Торгун, что стало первопричиной появления здесь станции, получившей сначала название «Торгунская». В 1903 году она представляла собой водонапорную башню с одним административным зданием и двумя небольшими домами с квартирами для рабочих и служащих. «В полуверсте от неё», как было записано в хрониках, «располагалась немецкая колония Ней-Галка с населением свыше 2000 душ». Кстати, тогда эта территория входила в состав Новоузенского уезда, а сама станция считалась границей Самарской и Астраханской губерний. В 1907 году, когда по построенной ветке прошли первые поезда, было принято решение присвоить нескольким станциям названия в честь учёных-естествоиспытателей, в своё время исследовавших эти места. Так на карте появились станции Лепехинская, Гмелинская и Палласовка. Строительство железной дороги стало новым этапом развития нашего края, вызвало мощный приток населения. Позже при станции образовался посёлок, в котором работали несколько магазинов, склад земледельческих орудий и четыре паровые мельницы, дающие ежедневно для отправки по железной дороге от двух до четырёх вагонов муки. Со станции каждый год отправлялись более 6 тысяч пассажиров, а её грузооборот превышал 1135 тысяч пудов...

Можно привести ещё немало примеров, показывающих роль и значение железной дороги для района.

Известно, что ещё в первой половине 19 века насущная потребность России в эльтонской, а затем и в баскунчакской соли заставляла дальновидных, предприимчивых людей всерьёз рассматривать и ставить перед правительством вопрос о строительстве железнодорожной «соляной магистрали». Он бурно обсуждался целые десятилетия, были «левобережники», то есть, те, кто отстаивал идею прокладки дороги по левобережью Волги, и «правобережники», предлагались несколько разных проектов, вариантов. И была большая вероятность того, что железную дорогу от Саратова до Астрахани могли проложить не по нынешнему, а по другому маршруту — через Николаевскую слободу на Эльтон и далее на Астрахань. И тогда всё пошло бы по другому сценарию, и не появилась бы на географической карте станция Торгунская, и не было бы сегодняшней Палласовки, да ещё многого чего…

Но это, конечно, уже история. За последние десятилетия наши железнодорожники переживали разные времена: был период бурного подъёма и развития, стали они и свидетелями такого же бурного спада. На то были свои причины, от них независящие.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

0