Меню
16+

Газета «Рассвет» Палласовского муниципального района Волгоградской области

19.11.2019 13:08 Вторник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 135-136 от 16.11.2019 г.

ФЕРМЕР ИЗ САМЫХ БЫВАЛЫХ...

Автор: Александр ПАВЛЕНКО
Фото автора

И точка эта не просто дальняя, но и какая-то… «хитрая». Без проводника, как бы ни объясняли водителю, найти её довольно сложно. Есть риск «блукать» по бескрайней степи «до посинения», где сто путей, сто дорог. Которые, при этом, нередко расходятся на два, а то и на три направления. (Не хватает только придорожного камня, как у Ильи Муромца на перепутье: «Направо пойдёшь…»). Такими вот мыслями я и делился с главой Комсомольского сельского поселения И.Р. Сариповой, любезно сопроводившей нас до пункта назначения…

Животноводческая точка (она же база К(Ф)Х) принадлежит В.М. Соснину. Сказать, что он просто «бывалый», значит, ничего не сказать. Вячеслав Михайлович — поистине один из первопроходцев фермерства в районе или «фермер-долгожитель». Из тех, кто начинал в далёком ныне 1992 году, на заре «массовой фермеризации» государством аграрного сектора. (Может где-то и искусственно-навязанной, чего греха таить; времена-то смутные были... — Прим. корр.). Многие тогда кинулись в фермерство, когда практически «на халяву» раздавались земли да кредиты. Однако жизнь расставила всё по своим местам: большинство, оказавшихся, скажем так, случайными в профессии, со временем «сдулись». Но только не Соснин и ему подобные «стойкие оловянные солдатики». (Навскидку могу назвать таких же «битых» фермеров: Синицын, Кочергин, Скобелев... Можно привести фамилии пришедших несколько позже, но таких же «упёртых».). Это, можно сказать, «золотой фонд» районного фермерства.

Я назвал точку животноводческой неслучайно, дабы обозначить «профильность» ИП главы К(Ф)Х Соснина В.М. Хотя он признался, что пробовал заняться и растениеводством, да бросил — далеко не один год показал бесперспективность, а то и пагубность этого дела. (Что называется, «не в коня корм», одни затраты да убытки.). Вообще изначально планировал работать по двум направлениям, но сама зона, плюс «настойчивые» засухи вынудили-таки сделать окончательный выбор в пользу исключительно животноводства.

И всё же первый вопрос я задал, можно сказать, словами песни: «Ты помнишь, как всё начиналось? Всё было впервые и вновь...»

По словам Вячеслава Михайловича, трудовая его биография незамысловата. Работал механизатором в совхозе (СПК) им. VIII Съезда Советов; сразу после армии, говорит, как сел, на комбайн, так и пошло-поехало... А дальше вкратце было так. Когда бросили клич и объявили «фермерский призыв», откликнулся. (Это, напомним, был год 92-й, а сам он 1970 года рождения. Так что, выходит, фермером стал... в 22 года; силён парень, нечего сказать.). Земля паевая, своя и родственников; на пай же взял совхозный комбайн, дали и «дэтэшку», естественно, всё «в годах»... ГАЗ-66 и ДТ-75 купил на кредитные средства, КАМАЗ подержанный (тогда ж ещё и льготные кредиты под фермерство давались). Сеялки и прочий инвентарь тоже, в основном, «совхозные». Вообще, приобретали, понятное дело, где что подешевле... (Кстати, всё это «добро» до сих пор хранится у него на базе, что чисто по-крестьянски... — Прим. корр.). К хозяйству Соснина подключился родной брат Владимир. Сеяли ячмень, пшеницу, пробовали и горчицу. Каждый год, говорит, сеяли, да далеко не каждый убирали... Было дело, гоняли комбайн в Саратовскую область, зерно зарабатывали, чтоб было чем опять сеять. Такое вот зачастую было «растениеводство». Тем не менее, хватало мудрости и ума с кредитами не связываться, на чём «погорели» многие, так и не сумев выбраться из кабалы и в конце концов обанкротившись... А со скотом «заморочились» тоже самого начала, параллельно. И слава Богу...

— В основном за счёт животноводства и выживали, оно выручало, — говорит Вячеслав Михайлович. — После очередного неурожая чесали в затылке: «Ёлы-палы, это ж сколько опять надо коров сдать, чтоб рассчитаться?» Скот сдадим — снова зерно, солярку закупаем. Чтобы опять в землю семена зарыть, зачастую... «Попадались», конечно, и более-менее урожайные годы; так, в третий сезон, по-моему, до 15 ц/га было, а потом всё меньше и меньше. Где-то в пределах пяти центнеров, в основном...

Короче, в итоге решили: баста. Лет восемь уже, как с посевами «завязали»... Попробовали себя и в качестве овощеводов (есть участок земли «на канале»). Можно, в принципе, заниматься и теми же помидорами; но только не одновременно со скотом — тяжеловато больно такое совместительство. В общем, сосредоточились на животноводстве. Скот разномастный и разноцветный (прямо-таки пёстрый — сам видел, красивое стадо...). Земля своя была, паевая, в аренду чьи-то паи брали, помаленьку прирастая угодьями. Последнее крупное «арендное приобретение» — земли, скупленные «москвичами». В итоге сейчас общая площадь земли в распоряжении К(Ф)Х Соснина — порядка 4 тысяч гектаров!

— Ничего не сеем, взяли в аренду угодья, косим степное сено, разнотравье, — разъясняет глава хозяйства свою нынешнюю «пропозицию». — Есть рулонный пресс, «Белорус» с куном; это мы уже на грант приобрели...

Ну вот, добрались мы и до гранта. А это, как вы понимаете, выход уже на несколько иной уровень.

На грант по программе «Семейная животноводческая ферма» Соснины решились идти не сразу; всё по-крестьянски взвешивали, присматриваясь к соседям-«грантовикам». В прошлом году подали документы и защитили свой бизнес-план. Разделили с братом 40% необходимых для получения гранта собственных средств (общая его сумма, напомним, составляет более 11 млн. руб.). Деньги поступили на счёт в июне нынешнего года. Первое обязательство по условиям гранта — закупка скота. Закупили 93 головы.

— К сожалению, взять сразу племенной КРС не получилось, — посетовал Вячеслав Михайлович. — Думали приобрести в «Красном Октябре», но, как оказалось, они не продают нетелей (а по условиям гранта это и требуется). Чтобы деньги не пропали, закупить пришлось пока не племенное поголовье; у соседа-фермера, тоже «грантовика», взяли 23 нетели и 70 коров. Но всё равно планирую закупать племенной скот, чтобы улучшать породу; свой буду сдавать, а приобретать в том же «Красном Октябре». Постепенная ротация стада, так сказать. А вообще, цены на племенной скот заметно поднялись... (Не от того ли, отчасти, что возросла востребованность у тех же «грантовиков»?.. — Прим. корр.).

Общее поголовье сейчас составляет порядка 300 голов (это столько в зиму пойдут, без приплода). Такой минимум установлен и бизнес-планом. Ещё согласно обязательствам, фермер должен дать три рабочих места; но тут всё понятно — брат да их сыновья, «семейнее» не бывает. Для пастьбы есть наёмный работник, по договору. Младший сын Соснина, старшеклассник, тоже помогает, в сезон сенокоса подтягивается и зять Владимира. В горячую пору задействованы все «по полной». Работают, похоже, споро и дружно, ведь механизм заготовки кормов давно отлажен: молодёжь на технике управляется — косят, сгребают, прессуют, «старики» отвозят и складируют сено. Вячеслав Михайлович демонстрирует: вон стогомёт, кун, вон «Урал» трёхмостовый с объёмной тележкой — сразу 66 рулонов берёт! А вон и конечный результат: вокруг точки, гарантами нормальной зимовки, высятся внушительные рулонные скирды. Охотно верю, что кормами они всегда запасаются с лихвой...

Благодаря гранту, взялись Соснины и за «производственные помещения», кошара-то на точке старенькая уже. А стадо наоборот, обновленное. Уже разбили площадку под строительство нового помещения для животных, по периметру вбиты столбики-сваи: здесь вот будет сам коровник, а рядом баз. Все средства гранта должны быть освоены до 2020 года, поэтому активно закупались стройматериалы. Строят сами, есть определённые навыки и умения. Фермер, ежели настоящий, он же «на все руки от скуки» (скучать, правда, не приходится). «Многостаночник», словом. Уже в эту зиму твёрдо намерены предоставить стаду «новое жильё». Это нынче в первую голову...

Ну а планы на перспективу, как вы уже поняли — выход на более качественное поголовье. И его увеличение по возможности, конечно. В общем, всемерное улучшение базы.

Так что работают они на пару с братом давно и уже можно сказать стабильно, все печали и радости фермерства делят пополам (как и затраты на покупку чего-либо необходимого), дело-то общее. Кредитов сроду не брали, кроме того первого, «стартового». Может, ещё и поэтому стали они фермерами-«долгожителями», подумалось мне. А ещё вот о чём.

Их пример — другим наука. То есть подтверждение того, что крестьянская мудрость, расчётливость, (а где надо и осторожность, или «чуйка», как говорят) — главные помощники в деле «выживания» фермера и его становления, как крепкого хозяйственника. Вот вам маленький, но показательный пример.

Многие из тех, первых фермеров-«халявщиков», на первые же кредиты («от большого ума») сразу же брали подержанные иномарки. Мол, знай наших, фермер едет!.. И где они теперь? Как говорится: “...Иных уж нет, а те далече...”. Соснины же, взяв «рабочую лошадку» — видавший виды «Жигулёнок», лет десять на нём ездили. Пока на ноги твёрдо не встали. Вот вам подход. Звёзд с неба не хватали, но по сей день живы. В том числе как фермеры. Точнее, теперь — семейная животноводческая ферма...

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

11