Забытая история церквей
В начале ХХ века вся территория района в нынешних его границах полностью покрывалась сетью христианских церквей, что нетрудно проследить по различным справочным изданиям. Первые церковные описи, поступившие в областной государственный архив, датируются 1845 годом, а последние – 1919-м. В основном это метрические книги с записями о рождении, бракосочетании, смерти и другие церковные документы. В каждом посёлке, селе до революции действовали церкви. Традиционно церкви и прилегающие к ним кладбища располагались на северо-восточной возвышенной окраине сёл, что соответствует особенностям географического положения Прикаспийской низменности.
Процесс колонизации необжитых пространств Заволжья носил добровольно-принудительный характер. Организованное «великое переселение» наших предков на левобережье Волги началось с 1747 года, после Указа Сената о солевозном промысле на озере Эльтон. Первые переселенцы чумаки-малороссияне привезли с собой самобытную культуру, родной язык, национальную одежду и православную религию. От озера Эльтон до Николаевской слободы (ныне город Николаевск) и до Покровской слободы (ныне город Энгельс) пролегали два основных солевозных тракта. На них отводились места для остановок на ночлег и отдыха — постоялые дворы, которые назывались умётами. Постепенно умёты обустраивались колодцами, форпостами от набегов кочевников. Здесь образовывались земледельческие и скотоводческие хозяйства. За полтора века солевозного промысла многие умёты стали крупными поселениями. На землях нашего района по Покровскому тракту стояли умёты: Улайзаха, Харазахинский, Некуйкин, Булухтинский, Гончаров, Крохмалёв, посёлок Крохмалёв (на реке Торгун), Страсбург при колодце, Блюменфельд на речке Белой Кубе, Моргентау, Кано на речке Солёной Кубе….
В 1705 году московский купец Солодовников основал земляной городок на Эльтоне. В 1806 году николаевские солевозчики и ломщики соли построили деревянную трёхглавую церковь на месте старинной часовни в центре поселения на озере Эльтон. Это самая первая церковь в нашем районе, она упоминается в документах с 1829 года как Троицкая церковь Эльтонского соляного промысла Царёвского уезда Астраханской губернии. Сохранились описи её документов за 1882 год и опубликованная в печатных изданиях литография Ф. Шлатера по рисунку К. Клауса 1837 года «Озеро Эльтон» с изображением церкви. С 1882 года добыча эльтонской соли практически прекратилась, потому что открылась Баскунчакская солевозная железная дорога. Население посёлка Старый Эльтон постепенно разъехалось, церковь закрылась.
На Покровском солевозном тракте стояла и Святотроицкая походная церковь села Гончары Царёвского уезда Астраханской губернии, которая представлена в архиве документами 1873-1897, 1899-1913, 1916-1919 годов.
Отдельную историю заселения, не связанную с соледобычей, имеют два крупнейших украинских села: Савинка (1838 год) и Житкур (1840 год). Сюда малороссияне приехали добровольно, семьями. Они привезли с собой имущество, орудия труда, скот, семена, саженцы. Земельные участки для переселения крестьяне выбрали сами, предварительно разведав все условия на свободных местах. Кресто-Воздвиженская церковь села Савинка Савинской волости Новоузенского уезда Самарской губернии располагалась в центре села, документы в архиве есть за 1845-1865, 1873-1918 годы. В нашем районном музее хранится часть метрической книги Савинской церкви с записями 1921 года. А во дворе старого деревянного здания сельсовета в восьмидесятые годы ещё можно было увидеть большой церковный колокол без языка, установленный на столбах на случай пожара.
Достоверна и трагична история ликвидации Рождество-Богородицкой церкви села Житкур Царёвского уезда Астраханской губернии. Сохранились не только её документы за 1879-1887, 1889-1914, 1917 годы, но и полное архивное дело по её закрытию. Копии протоколов и решений воссоздают всю процедуру формального процесса 1935 года.
Комментарии (2)
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.
Добрый день! Очень понравилась статья. Но есть вопрос, волнующий меня. Мой дед родился в Савинке в 1910 году, он немец Миллер Виктор Самуилович. Может быть у вас есть информация о том, в какой церкви в то время регистрировали рождение немецких детей (евангелисты)?
Здравствуйте. К сожалению, информации нет. Статьи пишут корреспонденты с привлечением местных краеведов. Может будет продуктивнее связяться с ними через соцсеть.