Меню
16+

Газета «Рассвет» Палласовского муниципального района Волгоградской области

16.05.2018 10:58 Среда
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 51-52 от 05.05.2018 г.

ПОМНИМ О ГЕРОЕ

Автор: Евгения ЗАХАРОВА
Фото автора

Недавно в посёлке прошло знаменательное событие, приуроченное к юбилею победы в Сталинградской битве. Эльтонцы собрались на вокзале для открытия мемориальной доски Герою Социалистического Труда почётному железнодорожнику Георгию Латунову. В мероприятии приняли участие представители Приволжской железной дороги, местной и районной администраций, общественники, ветераны, школьники.

История вопроса

Жители посёлка Эльтон давно вынашивали планы увековечить имя и память о Георгии Григорьевиче Латунове, установив на станции его бюст. Местный краевед Смагул Мунтаев собрал о нём богатый биографический материал. В связи с подготовкой к юбилею Победы под Сталинградом было принято решение обратиться с соответствующим ходатайством к руководству Приволжской железной дороги. В декабре 2017 года районным советом ветеранов войны, труда и правоохранительных органов такой документ был подготовлен и направлен. Открытие памятной доски можно считать первым шагом на пути к этой цели.

Факты биографии

Родился Георгий Латунов 23 апреля 1903 года в городе Новоузенске (ныне Саратовской области) в крестьянской семье. В 1918 году пришёл работать на железнодорожный транспорт — сначала учеником, затем телеграфистом. С 1930 года был дежурным по станции, начальником ряда станций, в том числе станции Палласовка, диспетчером движения на Рязано-Уральской железной дороге.

В первый день Великой Отечественной войны принял станцию Верхний Баскунчак. С августа 1942 года она становится ключевой для Сталинграда. Здесь и на станции Эльтон находились стратегические склады боеприпасов, тут они разгружались, а потом автомашинами или эшелонами доставлялись к городу. Вражеские самолёты активно бомбили станцию, стараясь нарушить её работу. В день было до 10 налётов. Близость к Сталинграду определяла особую опасность и напряжённость работы. Когда пришёл очередной состав с боеприпасами, его поставили около выходных стрелок. Железнодорожники не успели заменить локомотив, как появились двенадцать «юнкерсов». Одна бомба попала в паровоз, другая — в один из вагонов, третья разрушила путь позади поезда. Снаряды в одном из вагонов начали взрываться. В такой, казалось бы, безвыходной ситуации Георгий Латунов во главе нескольких десятков добровольцев стал расцеплять вагоны и вручную (!) выталкивать их на перегон. Люди совершили, казалось, невозможное — под огнём противника вручную раскатали 57 уцелевших вагонов, спасли жизни десятков людей и саму станцию от полного разрушения, тем самым совершив настоящий подвиг. А как только самолёты улетели, собрали вместе вагоны, подогнали в голову состава паровоз. Боеприпасы тут же были отправлены в Сталинград. Подобные ситуации возникали не один раз.

Затем Георгия Латунова перевели на станцию Эльтон. А в декабре 1942 года он вернулся на станцию Палласовка. Здесь нужно было не только организовать проход эшелонов, но и восстанавливать станцию. Железнодорожники, после дежурств, стали выходить на расчистку путей и восстанавливать стрелочные посты.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года «За особые заслуги в деле обеспечения перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени» Латунову Георгию Григорьевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

В феврале 1945 года инженер-майор Латунов был назначен начальником отделения Рязано-Уральской железной дороги. С 1948 года назначен начальником узловой станции Аткарск, а затем был переведён в Сталинград начальником уже восстановленного железнодорожного вокзала. Кроме высшей трудовой награды награждён ещё двумя орденами Ленина, орденом «Знак Почёта» и многими медалями. В 1961 году по состоянию здоровья ушёл на пенсию. Жил в Волгограде. Скончался в 1993 году.

открытие

Подвиг Георгия Латунова был воспет в «Балладе о начальнике станции», которая была опубликована в «Сталинградской правде» в марте 1943 года. Председатель ТОС «Эльтон» Смагул Мунтаев зачитал несколько строк из этого произведения: «…Их имена запомни, мать-Отчизна! Среди твоих прославленных сынов сражался, сил и жизни не жалея, начальник станции Георгий Латунов…». Выступающие на торжественном митинге отметили важность данного события. Они говорили о том, что нужно помнить своих героев и увековечивать их имена. Без победы под Сталинградом не было бы и Победы 9 мая 1945 года. Железнодорожники своим героическим трудом внесли огромный вклад в её достижение. Многие из них погибли и наша обязанность — помнить об этом.

По словам начальника Приволжской железной дороги Сергея Альмеева, это уже вторая памятная мемориальная доска, открытая в честь героев-железнодорожников. Первая была открыта 2 февраля на вокзале Волгограда. В планах руководства Приволжской железной дороги — открытие в будущем памятника Георгию Латунову.

ретро-поезд

Ещё один подарок ко Дню Победы и предстоящему юбилею образования Палласовского района — «Поезд Победы», который прибудет в Палласовку 12 мая. Это уникальный железнодорожный состав на паровозной тяге. К паровозу прицеплены пять железнодорожных платформ с техникой из экспозиции музея-заповедника «Сталинградская битва». Все желающие смогут увидеть самый массовый средний танк Великой Отечественной войны Т-34-76 и лёгкий танк Т-60, бронеавтомобили БА-64Б и БА-20М, легендарную БМ-13 «катюша», 122-мм и 152-мм гаубицы, 85-мм зенитную пушку образца 1939 года — орудие, которое активно использовалось в Великой Отечественной в роли как собственно зенитного, так и противотанкового, а после её окончания долго состояло на вооружении Советской Армии до появления зенитных ракетных комплексов. Замыкает состав вагон-теплушка, в котором представлена выставка «Железнодорожники Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.», включающая печь-«буржуйку», солдатскую каску, форменную шинель, ручное огнестрельное оружие, ящики из-под снарядов, сигнальные фонари и другой военный инвентарь.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

56