Меню
16+

Газета «Рассвет» Палласовского муниципального района Волгоградской области

06.09.2022 09:34 Вторник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

ПОСЛЕДНЕЕ СЛОВО ЗА БОГОМ (опубликовано 13 августа в № 64 печатного издания газеты "Рассвет")

Последний летний месяц богат не только щедрыми дарами природы, но и православными праздниками. Именно в августе православные отмечают три Спаса. Слово «Спас» означает Спаситель или, другими словами, Иисус Христос. О смыслах этих праздников мы поговорили с настоятелем прихода храма Новомучеников и исповедников Церкви Русской отцом Александром:

— В августе у нас три Спаса: медовый, яблочный и ореховый. Что они символизируют, и как их должен провести православный человек.

— Первый Спас, который отмечается 14 августа — Медовый, церковное его название — Изнесение Честных древ Животворящего Креста Господня. Этот праздник утвердился в Константинополе. Существовал обычай износить Честное Древо Креста для освящения местности из-за часто бывающих в августе болезней, а также различного рода бедствий. Времена были непростые, нелёгкие, и люди верующие обращались за помощью к Господу, к Матери Божьей. Совершали крестные ходы со святынями, и это приводило к тому, что болезни отступали. Вскоре это стало традицией.

К первому, и второму, и третьему Спасу приурочены освящения созревающих плодов. Есть такое древнее правило, когда у крестьян поспевали первые овощи, фрукты, они не торопились их вкусить сами, а приносили в храм в благодарную жертву Богу. Люди так же всегда делились первыми плодами с нуждающимися.

С 14 августа начинается Успенский Пост, который продлится до 28-го, до праздника Успение Божией Матери, который именуется иногда Богородичной Пасхой.

Во время Успенского Поста празднуется ещё один Спас — Яблочный. По церковному календарю этот праздник называется Преображение Господне, и отмечается он 19 августа. История его такова: чтобы укрепить веру своих учеников, которые скоро увидят Его распятым и умирающим на кресте, Иисус Христос явил им Свою Божественную славу. Незадолго до своих страданий Он взял троих учеников и с ними взошёл на гору Фавор помолиться. Пока Спаситель молился, ученики от утомления заснули. Пробудились они от яркого света и увидели, что Иисус Христос преобразился: лицо Его просияло, как солнце, а одежды Его стали белыми как снег, и блистающими как свет. В это время к Нему явились во славе небесной два пророка — Моисей и Илия, которые беседовали с Ним о предстоящих страданиях и смерти, которые предстояло Ему претерпеть ради спасения нас, грешных. И раздался глас Отца Небесного: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение; Его слушайте».

В Яблочный Спас священнослужители освящают яблоки, виноград и другие созревшие фрукты и овощи. Да и мы сами призываемся к освящению и преображению!

Третий Спас — Ореховый, по церковному же он называется Перенесение из Эдессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа и празднуется 29 августа. История третьего Спаса такова: в те времена, когда Иисус Христос проповедовал, жил Эдесский царь Авгарь, который долгое время болел проказой и никак не мог от неё излечиться. Он послал своего слугу к Иисусу, о котором очень много слышал, с приглашением посетить его город. Спаситель не мог ответить на приглашение согласием. Тогда слуга попытался нарисовать Его портрет, чтобы отнести своему царю, но у него не получалось передать всё величие Господа. Тогда Иисус взял плат, умылся и вытер им Своё лицо. На плате тут же запечатлелся лик Христа. Так появилась первая икона. Царь Авгарь, приложившись к этому полотну, исцелился. Эта святыня была защитой Эдессы, многие годы, пока не была перенесена в столичный Константинополь.

— 14 августа начинается Успенский пост. Он такой же строгий, как и Великий пост, но длится всего две недели. На что стоит обратить внимание в своей духовной, душевной и телесной жизни.

— Да, действительно, пост хоть и короткий, но строгий. Мы проводим его в ожидании «Богородичной Пасхи». Богоматерь уснула смертным сном, но когда на третий день апостол Фома, который не успел с ней проститься, пришёл к её гробнице, то не обрёл там её тела. А вечером того же дня Богородица явилась ученикам и даровала Фоме свой пояс, который до сих пор хранится в монастыре на Афоне. Какое-то время назад его привозили и в Россию.

Успенским Постом мы, православные, стараемся проявить воздержание, послужить не телу, а духу. Плоть влечёт нас к животному существованию. Она хочет сладко спать и вкусно есть. А ведь тело призвано трудиться для спасения души, во славу Божию, для пользы ближним. Если во время поста мы стараемся пожить более духовно, молитвенно, то пост приносит нам пользу и душевную, и телесную. Человек склонен к излишествам, злоупотреблениям, он подвержен страстям, а пост даёт человеку некий стимул, побуждение к борьбе со своими недостатками. Нам можно быть рабами только Бога, а не каких-то материальных вещей, а тем более греховных пристрастий.

— Многие удивляются тому, что у православных так много постных дней в году. Какова их роль в жизни человека и что они дают ему.

— Да, постных дней в году много, если их сложить, то получится более полугода. Но Пост, повторюсь, полезен для нас. Даже нашим любимым детишкам мы чаще говорим: «нет», чем «да», потому что неограниченная свобода может погубить и ребёнка, и взрослого. Когда Адам был безгрешен, у него было только одно запретное предписание — не вкушать плода с Древа познания добра и зла. Даже в Раю для безгрешного Адама пост был важен и необходим, как средство какого-то возрастания, воспитания. Но, к сожалению, даже такой пост оказался непосильным для наших прародителей. Они прельстились на соблазн и утратили свое счастье. Теперь, чтобы нам вернуться в райские обители, необходимо чаще и больше проявлять воздержание. Сначала мы стараемся воздерживаться в пище, а потом, научившись воздерживаться за столом, учимся воздерживаться и в словах, и в мыслях, прилагаем силы к тому, чтобы удержаться от плохих поступков.

— От каких «зависимостей» может освободиться человек во время поста.

— Всё возможно человеку, верующему в Бога. Человек, который никаких рамок не имеет, ни в чём себе не отказывает, вступает на очень опасный путь. Ограничения не для того, чтобы нас закабалить, лишить радости, а для того, чтобы обезопасить себя от собственных слабостей и излишеств. Один из трёх наших врагов — плоть. Потакая ей, можно скатиться до уровня животного, а то и до уровня демонов. Пост — спасительное средство для нас, учитывая то, что мы живём во времена вседозволенности. «Всё мне позволительно, но не всё полезно», — говорит апостол Павел. Сегодня, например, детям пытаются внушить, что они могут сами себе выбирать пол… Но, на том же Западе уже отмечен факт того, что трансгендеры гораздо чаще, чем нормальные люди, заканчивают свою жизнь самоубийством… Действительно, человек, предаваясь излишествам и извращениям, загоняет себя в такой тупик, выйти из которого самостоятельно уже не может... Чтобы до этого не довести самого себя и необходимо придерживаться каких-то рамок, границ, традиций, за которыми безопасно и которые нам предлагает любящая мать Церковь. Эти рамки — как дорожные знаки, соблюдая которые, мы благополучно добираемся домой. В нашем случае — к Отцу Небесному!

— Пост — это всегда время молитвы, а также чтения духовных книг. Как научиться внимательной молитве, если человек не понимает её смысл? И какие душеспасительные книги вы посоветовали бы нашим читателям.

— Для человека молитва становится очень понятной, родной, когда он оказывается в какой-то сложной ситуации. А когда мы пребываем в праздности, рассеянности, насмотревшись телевизионных программ, наслушавшись новостей, конечно, настроиться на молитвенную волну становится очень сложно. Если мы большую часть суток проводим в суете житейской, сразу переключиться на богообщение бывает трудно. Есть, например, краткое молитвенное правило Серафима Саровского: трижды прочитать «Отче наш», трижды «Богородице, Дева, радуйся» и один раз Символ Веры. Можно молиться и таким образом, но здесь важно, чтобы днём, между утренними и вечерними молитвами чаще повторять «Иисусову молитву», таким образом у нас не теряется молитвенная связь с Богом. Ведь эта связь самая важная. Молитва должна стать для нас самым насущным делом. Если мы кого-то полюбим, то нам хочется чаще видеть нашего возлюбленного, чаще общаться с ним, все мысли наши о нём. Так должно быть и в отношениях с Богом, мы должны стремиться пребывать в общении с Господом. Как говорили апостолы: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь и за всё благодарите».

Что касается книг, то сегодня, к сожалению, наступили такие времена, когда некоторые люди разучились читать большие тексты. Даже на православных страничках в социальных сетях и на сайтах чаще публикуются не богословские трактаты, а краткие изречения святых отцов. Те же, кто любит читать, свободно могут приобрести духовную литературу в храмах, главное, чтобы она была одобрена Издательским Советом Православной Церкви. Только не стоит читать ту популярную литературу, которая содержит информацию магическую, мистическую и суеверную. Такое чтение не будет душеполезным, а может привести к плачевным духовным заблуждениям, или, как мы говорим, к прелести. Слово «прелесть» означает обман высшей степени.

— Успенский Пост заканчивается праздником — Успением Пресвятой Богородицы. Как провести его с пользой для души.

— Успение — событие, вроде, печальное, но на самом деле это торжество. Пасхе Христовой тоже предшествовали страдания и смерть на кресте Иисуса Христа. Успение Божьей Матери для апостолов было грустным событием, они печалились, узнав, что Приснодева Мария через три дня умрёт, но она сама просила...

Беседовала Евгения Захарова

полный текст материала можно прочитать в печатном издании газете "Рассвет"

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

15