Меню
16+

Газета «Рассвет» Палласовского муниципального района Волгоградской области

22.04.2017 09:50 Суббота
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 45-46 от 22.04.2017 г.

«Скорая помощь»: три плюс пять

Автор: Михаил ЧЕРКЕСОВ

Бригада «скорой помощи» в составе слева направо: Б. Сагиндыхов,  Ж. Калелгалиев и Б. Жумагалиев со своими «пациентами»

Для 42-летнего чабана Батргали Жумагалиева, точка которого располагается на землях третьего отделения СПК племзавод «Красный Октябрь», что недалеко от хутора Жолобов, нынешний окот – шестой в его «чабанской» биографии. Хотя из «совхоза» никуда не уезжал. В окот у него, как он сам выразился, «зашли 562 головы». Осеменение проводил своими силами. На тот момент, когда к нему приехали «гости из района», своего часа ожидали около 100 суягных овцематок, остальные уже окотились, увеличив поголовье на 700 ягнят. Но статистика окота менялась постоянно.

В этом году, по его признанию, она лучше прошлогодней. Пока мы находились на точке, к кошаре со степи «подрулила» «скорая помощь» (так здесь называют запряжённую лошадью повозку-лафет. – Прим. автора), на котором возлежали три только что окотившихся и поэтому немного уставших, однако счастливых и довольных мамы-овцы, и пять симпатичных, только что увидевших белый свет, белых ягнят. А что?! Чем не карета «Скорой помощи»! Батргали вместе с помощником Бисимбаем Сагиндыховым и сакманщиком Жумагельде Калелгалиевым привычно, без лишнего шума и суеты, помогли «пройти» новоиспечённым «мамам» в приготовленные для них в кошаре «палаты». Туда же отнесли их новорождённых детёнышей. На наших глазах со стороны их «мам» происходили естественные и так необходимые для последующего развития ягнят процедуры признания. Можно было воочию наблюдать проявления настоящего материнского инстинкта. Однако мы – гости, пусть даже с большим интересом, но могли только наблюдать. Для тех же, кто задействован в окотной кампании – это работа, привычно тяжёлая, напряжённая и ответственная. Тут не до стороннего созерцания. Думается, что для чабана, его помощника и сакманщиков такая естественная, сопутствующая окоту лирика присутствует постольку — поскольку, способствует сохранности народившегося поголовья ягнят.
Когда в разговоре задал привычный вопрос о наличии необходимых кормов, то, услышав такой же привычный положительный ответ, поймал себя на мысли о том, что по-другому, то есть их отсутствия или недостатка, и быть не может. Возможно, у тех, кто знакомится с состоянием животноводства в последние годы, где-то глубоко уже укоренилось убеждение – проблем с кормами в принципе не существует. Но ведь так было далеко не всегда, и старшее поколение об этом отлично помнит. Уроки прошлого не прошли даром. И когда читаешь в сводках или слышишь во время отчётов руководителей слова о том, что растениеводами заготовлен такой запас кормов, которого хватит на два, а то и три года – понимаешь, что это не блажь и не прихоть, но просто суровая необходимость, про которую нужно помнить всегда. Вот откуда такое спокойствие и такая уверенность животноводов при ответах на подобные вопросы. Если у коровы молоко, как говорят, на языке, то и у овцы всё, для чего её разводят, а это мясо и шерсть – там же. Да и приплод, в плане здоровья и количества, тоже зависит от этого. Таким образом, когда мы видим подобные ситуации, то есть три овцы и пять ягнят на лафете, значит, с кормовой базой всё нормально. Но данное правило срабатывает только при наличии соответствующего отношения людей к исполнению своих обязанностей, то есть, за животными нужно ухаживать – заботливо, грамотно, постоянно, забывая о своей усталости и своих проблемах. Только тогда в сводках о результатах окота появляются «красивые» цифры. И за ними стоит тяжелейший труд, которому посвятить свою жизнь способен далеко не каждый.
У Батргали Жумагалиева – семья, трое детей. Старшая дочь учится в Волгограде, средний сын – в Палласовке. Его жена Мерует здесь же, на точке, помогает мужу. На «провокационный» вопрос: «Будет ли кто-либо из детей продолжать дело родителей?», получил от него честный и спокойный ответ: «Вряд ли…».

Чем не «скорая помощь?!»

Понять главу семьи не трудно. Каждый родитель желает своим детям добра, лёгкой, сытной и спокойной жизни. К сожалению, легко и спокойно сделать жизнь овцевода доброй и сытной вряд ли получится. Это реальность, которую все понимают и принимают. День и ночь «ходить» за овцой, жить на чабанской точке вдали от привычных для остальных благ цивилизации, осознанно подчиняться особому, жёсткому степному распорядку жизни – это удел «особых», сильных духом, закалённых людей, во многом получившим эту «особую» закалку от своих родителей, а иногда и их прямое «благословление». У каждого чабана, при общей внешней схожести, своё отношение к тому, что он делает, своя мотивация. Кто-то избрал свой путь добровольно и сознательно; кого-то к этому подтолкнула, а иногда и прямо заставила заниматься овцой, суровая жизненная необходимость — кормить-то семью надо, а перечень занятий, которые позволяют это делать у нас, в заволжской степи, не настолько обширный. Наверное, есть и другие мотивы. Однако, общее, что объединяет большинство из них — ответственное отношение к делу, и, как следствие, самоотверженный труд, часто без сна и отдыха. Ведь овцы, как и другие животные, не знают о существовании Трудового кодекса и его требованиях, ограничениях, они требуют ухода и внимания днём и ночью, в выходные и праздники. Только тогда человек получит от них то, на что он рассчитывает, а значит и достойный заработок. И окотная кампания — яркий тому пример.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

43