Меню
16+

Газета «Рассвет» Палласовского муниципального района Волгоградской области

13.08.2016 10:09 Суббота
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 94-95 от 13.08.2016 г.

ЖИТЬ НЕ МОЖЕМ БЕЗ ЧС. ТЕПЕРЬ ВОТ СНОВА — АЧС

Автор: Александр ПАВЛЕНКО

Ветврачи С.В. Монько, Е.И. Таубаев и Д.В. Рогожкин
ознакомились с памяткой по АЧС. В принципе, ничего нового...

По сообщениям областных СМИ, ветеринарной службой вновь выявлены очаги заболевания африканской чумой свиней (АЧС). Как известно, мы это уже проходили. Истребив изрядное количество свинопоголовья, только, вроде, от «чумки» оправились — «и снова здорово», не про болезнь будет сказано. Как там в слогане про «ужастики»: иногда они возвращаются… Нет, такое впечатление, что они, болезни животных, ходят по кругу, как уже привычный для нас бруцеллёз. Сначала «чума на оба ваши дома» была обнаружена на двух подворьях в Руднянском районе, затем в Еланском.

Тем досаднее, что АЧС бьёт, в прямом смысле, наповал, наиболее скороспелое и, можно сказать, самое безотходное направление в животноводстве. Стоит ли говорить, что убытки, как и упущенная прибыль, колоссальные.
Принимаются необходимые меры. Первая угрожаемая зона установлена в радиусе 20 км от эпизоотического очага. В неё входят р.п. Елань и полтора десятка населённых пунктов района. Там проводится так называемое отчуждение всех свиней и изъятие продуктов свиноводства. Во вторую угрожаемую зону вошли Даниловский, Жирновский, Еланский, Руднянский, Новоаннинский, Новониколаевский и Киквидзенский муниципальные районы, а также городской округ «Город Михайловка». Здесь вводится ограничение на оборот свиноводческой продукции и категорический запрет на свободный выпас животных. Все эти меры, в условиях отсутствия вакцины против АЧС, являются единственным способом остановить распространение вируса.
Комментарий главного ветеринарного врача Палласовского района Г.Н. Худова.
— Сегодня нашей службой предпринимаются меры по охране территории района от проникновения данной инфекции. В частности, привито более 1,5 тысячи животных — практически всё поголовье частного сектора, от классической чумы свиней (это один из сдерживающих факторов «африканки»); есть дезинфицирующие растворы на заправку двух дезбарьеров со стороны Старополтавского и Николаевского районов. Есть у нас стопроцентная обеспеченность спецодеждой и средствами индивидуальной защиты, два передвижных вагончика и генераторы к ним, опрыскиватели — в общем, всё необходимое для работы в течение полутора месяцев. Есть план работы, в режиме которого будем действовать, владельцам свинопоголовья розданы памятки, то есть, все оповещены, что, как и почему должно и будет делаться, если вдруг… Не стоит, пожалуй, обольщаться тем, что урожай нынче хороший и, получив, допустим, неплохую натуроплату, снова ударяться в разведение свиней. Мы со своей стороны всё же настоятельно рекомендуем переходить на альтернативные виды животноводства и птицеводство (я сам всегда держал свиней на подворье, но с тех пор, как пошла эта зараза, перешёл на птицу).
Заканчиваем вакцинацию по профилактике нодулярного дерматита, а АЧС, если только её сюда никто не завезёт, сама по себе не появится. Не занесут её и дикие кабаны — по регулярной информации нашей охотинспекции, таковых на территории района не обнаружено. Так что пока у нас и речи не идёт о таких крайних мерах как отчуждение свиней (это ведь просто такой «щадящий» термин, а, по сути — полная ликвидация, от трёхдневного поросёнка до зрелой двухсоткилограммовой туши). А там, где снова обнаруживаются очаги АЧС, есть, отчасти, и вина самих хозяев подворий. Три года мы «талдычили» на эту тему: мол, ребята, уходите вы от свиноводства; ну не избавимся мы, откровенно говоря, от этой угрозы раз и навсегда — она постоянно будет присутствовать. И не «закроемся» мы от неё наглухо: территория района большая, машины эти, скотовозы и прочие «Газели» перекупщиков, туда-сюда «шныряют»…
Геннадий Николаевич уверен: если уж, по большому счёту, заниматься свиноводством, то исключительно в масштабах комплекса, где строго соблюдается жёсткий санитарный режим — как говорится, муха не пролетит. Ведь главное в разведении и содержании любых домашних животных — соблюдение санитарных правил; а ещё, желательно, и культуры ведения хозяйства. И если ликвидации животных где-то в районе не избежать, современные свинокомплексы с их системой защиты, как, например, в Белгородской области, не пострадают. Там даже человека, держащего на своём подворье свиней, к работе на комплексе не допустят, любой возможный источник заразы отсекается полностью.
Не мог не задать специалисту такой вопрос: откуда берётся та же АЧС? Свинья у нас, пожалуй, самое домашнее животное (ну, может, кролик ещё) из сельскохозяйственных. Это, может, когда-то их выгоняли на луг, была даже, судя по сказкам, такая должность — свинопас. У нас же свиньи всегда на базах, в хлевах, ну, может, по двору погулять выпустят. Речь о том, каким же образом свинья на подворье «умудряется» подцепить заразу? Думается, вариантов здесь не много: это либо через корма, либо через закупленных где-то «на стороне» поросят, либо через продукцию свиноводства из неблагополучной по АЧС местности. Г.Н. Худов, подтвердив эти версии, добавил ещё одну: через колёса… Как ни крути, по-любому получается опять же посредством «человеческого фактора». Он же проявляется и в другом: в беспечности и безответственности. А то и просто в твердолобом неверии владельцев в то, что их скот может-таки заболеть. И, соответственно, заразить. И это упрямое неверие чревато укрывательством скота, отказом от прививок (в этом случае «отказник» должен подписать бумажку, чтобы в случае чего вет-врач не доказывал соответствующим органам, «что он не верблюд»). А ведь люди, скрывая тех же свиней и всячески избегая вакцинации под разными надуманными предлогами (типа: прививки вредят, или «выдумывают, лишь бы деньги содрать»), здорово рискуют. Худов говорит откровенно и без обиняков: «Рискуя, дурь свою показывают…» Зато точно. Ведь последствия могут быть самые печальные. Когда вдруг «пришла беда — отворяй ворота», остаётся лишь слёзы лить, подсчитывая неизбежные и страшные убытки, да упущенную, вот-вот обещавшую быть очень хорошей, прибыль. А заодно и «каяться» перед собой…
А сотрудники ветеринарной станции и ветучастков, меж тем, «продыху не знают» в своём старании отвести от района одну напасть за другой. Одного только КРС на подворьях регулярно прививается порядка 23-25 тыс. голов. Вот закончат по нодулярному дерматиту, следом должны заходить на вакцинацию против сибирской язвы (а тут ещё АЧС явилась «вне очереди»). А это уже куда серьёзнее: если другие болезни животных, даже развиваясь стремительно, как АЧС, и нанося непоправимый экономический ущерб, не представляют прямой угрозы для человека, то «сибирка» может «косить» уже не только животных. Она может затронуть тот самый «человеческий фактор».
Сделаем определённое резюме. АЧС нам пока не грозит. А эффективность профилактических мер зависит, прежде всего, от владельцев частных подворий, неукоснительного соблюдения ими предписанных ветслужбой правил. На перспективу же путь видится для всех один: повышение общей культуры ведения животноводства и свиноводства, в частности. Но вообще-то мнение специалистов здесь очевидно и понятно: со «свинством» на уровне ЛПХ лучше «завязывать». Лучше для всех — и самих владельцев, и окружающих. Потому что, не дай Бог, попадём когда-то в разряд угрожаемой зоны, беда накроет весь район — мало не покажется.
P. S. Беспечность и безответственность всегда чреваты неприятными, печальными, а то и трагическими последствиями. Не по этим ли, по большому счёту, причинам, произошла трагедия с массовой гибелью оленей в Якутии? Да, это, конечно, «где-то там, далеко»… Но ведь и у нас тот же КРС постоянно на выгуле, на выпасе. Потому, в частности, и прививают наши ветврачи скот, надеясь на вакцину, чтобы спать спокойно. Хотя, похоже, покой им только снится…

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

454