Меню
16+

Газета «Рассвет» Палласовского муниципального района Волгоградской области

09.02.2016 08:46 Вторник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 16 от 09.02.2016 г.

ЧЕМ ЖИВЁШЬ, ЭЛЕВАТОР?

Автор: Александр ПАВЛЕНКО

Главный инженер И.В. Батыргалиева и начальник лаборатории С.Б. Ишеков

Тема эта возникла не вдруг. Она имеет непосредственное отношение к сельскому хозяйству, точнее, к зернопроизводству; а если ещё точнее, к результатам работы в отрасли — к урожаю, который всегда ждём и лелеем. К сожалению, последние годы шли чередой неурожайные, исключительно из-за нещадных погодно-климатических условий. И что досаднее всего, как для посевов озимых, так и яровых. Год от года приходится списывать их по факту гибели. Вот и нынешних озимых едва половина из скромных 15 тыс. га по району ушли в зиму, да и то разной степени удовлетворительности. И зима аномальная — бесконечно и резко температурами жонглирует. Так и живём-трудимся в отрасли: гибнут озимые — надеемся на яровые, сгорают от засухи яровые — вновь уповаем на благоприятную осень… А потому что верится, хочется верить, что явится нам, должен-таки явиться год добрый, урожайный, как та долгожданная компенсация по засухе.

 В самом деле, пора бы природе у нас и «расщедриться» хоть разок на урожай-то; года три кряду нормального хлеба к уборке не видели… Эх, такого бы как в старые добрые времена, чтоб пошли машины с зерном на главное хранилище — элеватор. Вот подъезжаем мы по трассе к родной Палласовке. Какие первые её ориентиры появляются издалече? Правильно, мощные и величественные здания элеватора — они как живые памятники  тем временам, когда закрома эти были востребованы для объёмов производимого зерна. Сюда его в  уборочную везли нескончаемым потоком машин со всех окрестностей, чтобы сдать на ответственное и качественное хранение. Собственно, об этом, важном и значимом во все времена и на всех уровнях (от районного до федерального) стратегическом предприятии и  пришла мысль: как-то оно сейчас,  не в лучшие для нашего зернопроизводства годы «крутится»? Как обстоят дела на элеваторе? Чем живёт и какие основные функции выполняет? Словом, решено было там побывать, увидать, разузнать, написать… Договорились встретиться с генеральным директором ОАО «Палласовский элеватор» Е.С. Гущиным, работающим в этой должности шестой год, которому и были адресованы эти и другие вопросы. В нашем разговоре участвовали также опытные заместители гендиректора А.А. Хомяков и А.Г. Зайцев, главный инженер И.В. Батыргалиева. 

За техническую исправность отвечает главный механик предприятия В.Б. Исалиев

Совсем немного истории. В 2014 году отмечалось 90-летие, ну, конечно, не данного конкретного элеватора, а вообще со времени появления у нас хлебоприёмных пунктов. В 1924 году на этом месте появились первые деревянные склады — приёмные пункты и зернохранилища. Стало быть, в 2024-м здесь будут праздновать вековой юбилей; и надо не просто «дожить», а встретить дату достойно, воплотив планы развития, крепким, стабильным и востребованным предприятием — хранителем самого главного продукта.
В советские времена нынешнее ОАО «Палласовский элеватор» включало в себя, кроме двух мощных комплексов в райцентре, ещё и «филиалы» в с. Кайсацком и п. Эльтон. Это ведь тоже железнодорожные станции, а значит, возможность отгрузки и перевозки зерна. Первый из нынешних элеваторов в Палласовке был построен в конце 60-х годов, а немногим позже, в самом начале 70-х, из-за недостатка ёмкостей под урожаи зерна, был возведён второй комплекс. Только подумать, сколько выращивалось хлеба, если все эти хранилища были востребованы! А ведь на элеваторы его сдавали тогда лишь наш район да близлежащие соседи-казахстанцы. Тут уж невольно заностальгируешь — сколько во времена «застоя» было совхозов в районах, и какие колоссальные были объёмы производства. Люди постарше до сих пор вспоминают небывалый по жатве (и потерям) урожай 1978 года. Это был поистине Большой Хлеб. Кого только не привлекали к уборочной; день и ночь сплошным потоком шли машины на элеваторы, где также безостановочно работал свой технологический конвейер, заполняя в итоге настоящие «закрома Родины»…

М.И. Черяпкина в лаборатории по зерну уже 38 лет на своём посту!..

 Сейчас, по словам Евгения Гущина, 5-6 машин в день и то хорошо. Тем не менее, как принято говорить в сложных экономических условиях, «предприятие остаётся на плаву», оно работает. (Правда, лишь в Палласовке, в Кайсацком и Эльтоне элеваторы за ненадобностью были демонтированы:  зерновые хозяйства в округе ликвидированы, Казахстан стал суверенным государством). Не в тех, былых «советских» объёмах, конечно, но наш элеватор, оказывается, продолжает выполнять своё предназначение как высокотехнологическое производство: приёмка, подработка, хранение зерна и его отгрузка по мере необходимости. Или, как говорит гендиректор, у них две главных функции: хранить и «оздоравливать» принимаемое зерно.  Мало того, даже в нынешних непростых условиях предприятию удаётся работать рентабельно, и оно остаётся в числе наиболее крупных налогоплательщиков в районный бюджет.  Что касается объёмов, Евгений Сергеевич частично приоткрыл «завесу тайны», сказав, что нынче ёмкости элеватора заполняются где-то процентов на 30. Тем и живём, как говорится. («Выживаем»,  —  уточняет заместитель гендиректора).  То есть работают, пусть с незначительной, но прибылью. Худо-бедно, машины  с зерном прибывают, хранить всегда есть чего. Здесь с 2000 года хранится также государственный фонд — объёмы, закупленные по так называемой зерновой интервенции. Думается,  предприятие живо и работает ещё благодаря и тому, что контрольный пакет акций ОАО «Палласовский элеватор» находится пока у государства («пока», потому что в области все элеваторы, кроме нашего и Суровикинского,  приватизированы), а это, всё-таки, вроде  как гарантия… Но всё же обеспечивают работоспособность предприятия люди, своим преданным и нередко многолетним трудом,  акцентирует генеральный. Не обошлось, конечно, и у них без пресловутой оптимизации, сократив трудовой коллектив со 120 до 80 работников. Но опытнейшие работники, ветераны производства дорабатывают здесь до пенсии, уходя на неё с почётом, уважением и положенной выплатой. По словам руководства, коллектив в массе своей опытный, сработавшийся, бывалых работников, специалистов здесь ценят и поощряют; трудится, по ходу набираясь опыта у наставников, и молодёжь. Всё, как и должно быть в стабильном трудовом коллективе, где каждый знающий своё дело — на своём месте. И, наверное, каждый здесь, как и любой фермер,  земледелец,  радуется, когда уродится хороший хлеб. Главный инженер Ирина Батыргалиева, сама опытнейший работник, назвала в числе таковых: лаборантов по зерну — ветерана труда М.И. Черяпкину и зам. начальника лаборатории И.Ю. Медведеву, бухгалтера Н.В. Гирш, главного механика В.Б. Исалиева,  тракториста Салавата Якубова, недавно ушедшую на заслуженный отдых (около 30 лет стажа) Маргариту Сарбину. Многих, говорит, можно назвать. (Даст Бог, у нас будет и добрый повод, и возможность о них рассказать). 

Немногим меньше — 37 лет стажа у И.Ю. Медведевой

Вопрос не праздный: кто же сегодня, не в лучшие времена, обеспечивает хоть частично загруженность и работу элеватора своей завозимой на хранение продукцией, оставаясь его верным клиентом? Чьи это машины с зерном?
Как оказалось, некоторые наши хозяйства во все времена возят зерно на элеватор; по убеждению Е.С. Гущина, это, в первую очередь, приверженцы высокой культуры земледелия. И он, в принципе, прав. Потому что это наши племзаводы «Ромашковский», «Красный Октябрь», КФХ Синицина А.П., Кочергина А.П., Валиева К.К., другие серьёзные производители зерна. Но также постоянными уже клиентами стали некоторые хозяйства и фермеры Старополтавского района и, в немалой степени, ближних к нам районов Саратовской области — Питерского, Краснокутского, Ровенского, Фёдоровского. Как раз большая часть зерна в последнее время завозится машинами с саратовскими номерами. Почему, собственно? Видимо, засуха не так жестоко их бьёт, щадит, да и хозяйств там уцелело поболее… Плюс ко всему, как признался гендиректор, гибкая политика, проводимая нашим предприятием, позволяет предлагать им более выгодные условия, чем у них «дома». Это, похоже, учитывают и старополтавцы, объезжая свой, Гмелинский элеватор. Должно быть, устраивают их условия, раз везут сюда, несмотря на расстояния… «Не обижаем, не обдираем», — лаконично прокомментировал Гущин. «Крутятся», словом. Несколько лучше, говорит, на фоне последних лет был год 2014-2015, когда «перевалили» порядка 100 тыс. тонн зерна (из общего объёма — где-то 50 на 50 из нашей и Саратовской областей).
— А работать здесь можно, — утверждает он. — Можно и нужно; есть определённые задумки, планы и стратегии развития. Просто нужны соответствующие условия и стабильность. Мы всё же оптимисты и всегда настроены на работу, видеть только светлое будущее. Перспективы всегда есть, и предприятие может себя содержать, а при соответствующих условиях и развиваться, увеличивая доходную базу и улучшая материально-техническую. Так что будем стараться не только выживать, а строить реальные планы и — двигаться…

Важнейший показатель качества — клейковину зерна определяет лаборант Т.С. Катеренчук

P.S.  Говорят, надежда умирает последней.  Хочется тоже быть оптимистом и верить, что настанут лучшие для всех нас времена в экономике в целом и в сельхозпроизводстве в частности. Прежде всего, в зерновом: вернутся посевные площади, достойные района  и урожаи, достойные труда. И будут куда более востребованы элеваторы. У нас ведь есть кому работать и чем работать, есть на то умение и желание. Погода бы только благоволила этому…

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

1030